Справочник яхтсмена.
Навигация.
Знаки навигационной обстановки.
Источник: «Справочник яхтсмена».
Автор: Боб Бонд.
Схема типичного фарватера, обставленного навигационными знаками по системе А.
Навигационные знаки позволяют определить местоположение яхты и обеспечивают безопасность ее плавания. Все знаки — от мощных маяков до простых навигационных буев — имеют условные обозначения, и их обычно наносят на карту. Знаки отличаются по форме, цвету и характеристикам огня если они его имеют. Характеристики огней указывают на карте в сокращенном виде. На знаках могут быть установлены отличительные тоновые фигуры для быстрого распознавания днем. Некоторые знаки снабжены звуковыми сигнальными средствами (горн, свисток, колокол или гонг), ряд знаков предназначен для отражения радарных сигналов. В прошлом у каждой морской державы были свои собственные системы ограждения фарватеров, но в 1976 г. Международная ассоциация по обслуживанию маяков пришла к соглашению, по которому в мире приняты две системы ограждения. Систему А, сочетающую латеральную и кардинальную системы, используют в Европе, Индии, Австралии и частично в Азии, систему Б — латеральную систему — в Северной и Южной Америках и частично в Азии.
ЛАТЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОГРАЖДЕНИЯ.
Применяется для обозначения сторон фарватера (канала). Знаки левой стороны цилиндрической формы или в виде вехи всегда красного цвета. Топовая фигура — красный цилиндр; огонь, если он есть, — красный. Знаки правой стороны имеют форму конуса или вехи и всегда зеленый цвет. Топовый знак — зеленая коническая фигура вершиной вверх. Если буй оснащен огнем, он будет зеленым с характеристикой, не совпадающей с другими огнями.
КАРДИНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОГРАЖДЕНИЯ.
Кардинальные знаки, обозначающие опасные места или точки, характерные для навигации, соответствуют основным кардинальным точкам на картушке компаса. Размещают знаки так, как показано на рисунке. Четыре кардинальных знака (буи в виде столбов или вех) в дневное время различают по цветам и топовым фигурам. Ночью их опознают по проблесковым белым огням, имеющим различные характеристики.
Система А содержит три знака других типов.
Знак «отдельной опасности» обозначает конкретную опасность, вокруг которой есть безопасный проход. В темное время суток его опознают по белому двухпроблесковому огню.
Знак «осевой» используют для обозначения середины рекомендованного фарватера. Если выставлен огонь, то он будет белого цвета, изофазный, затмевающийся или проблесковый с периодом 10 с. Специальные знаки обычно имеют произвольную форму, но сна не должна совпадать с формой других навигационных знаков, относящихся к основным в системах А и В.
Обозначения огней знаков кардинальной системы.
Северные: О.Ч.Пр. или Ч.Пр.
Восточные: О.Ч.Пр.(3) 5с или Ч.Пр.(3) 10с
Южные: О.Ч.Пр.(6) Дл.Пр. 10с или Ч.Пр.(6) Дл.Пр. 15с
Западные: О.Ч.Пр.(9) 10с или Ч.Пр.(9) 15с
Порядок установки знаков зависит от направления ограждаемого фарватера (канала) с моря. | Направления расположения буев вокруг Великобритании. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОРОН ФАРВАТЕРА.
Обычно суда следуют по фарватеру в обоих направлениях, поэтому надо знать правило определения сторон фарватера и расстановки навигационных знаков. Стороны фарватера рек, эстуариев и других водных путей определяют всегда одинаково — для судна, идущего со стороны моря. Так, по системе А при плавании вверх по реке или эстуарию буи по левому борту будут красными, а по правому — зелеными. В прибрежных водах буи расположены обычно по часовой стрелке вокруг берегового массива, но в районах, где различные страны делят одни и те же воды, это правило не всегда соблюдается. Однако на карте направление расположения буев всегда указывают стрелками, чтобы избежать недоразумений.
Знак «отдельная опасность». Горизонтальные красная и черная полосы с топовой фигурой в виде двух черных шаров. Может также иметь форму вехи. | Знак «осевой». Красные и белые вертикальные полосы с топовой фигурой в виде красного шара. Может быть в виде столба или вехи. | Специальные знаки. Всегда желтого цвета с топовой фигурой в виде креста. |
ОГНИ НАВИГАЦИОННЫХ ЗНАКОВ.
Ночью многие навигационные знаки освещены, чтобы облегчить их определение. Маяки имеют самые мощные огни, которые видны на большом расстоянии. На береговых знаках используют огни средней мощности. К ним относят створные огни — пара знаков для проводки судов в узких фарватерах или для входа в гавань.
Знаки систем А и В обычно оборудованы огнями для короткой дистанции. Огни различных знаков отличаются друг от друга по характеристике — цвету, периоду и характеру свечения.
Характеристики огней приведены на карте в сокращенном виде, а полное их описание можно найти в книге «Огни и знаки» для данного района моря.
Обычно используют четыре основных цвета огней: белый, красный, зеленый и желтый, но возможны пурпурный, голубой и оранжевый цвета. Как правило, цвет огня соответствует цвету самого буя: так, красный левый латеральный буй ночью будет иметь красный огонь, зеленый буй — зеленый огонь и т. д.
Период огня. Период огня — это время одного полного цикла изменения огня (проблесков, затмений), по окончании которого цикл повторяется. На картах указывают характеристику огня, число проблесков в скобках и период огня в секундах. |
Характер огня | Усл. обозн. | Описание |
П. | Постоянный огонь | |
Пр. | Проблесковый (продолжительность вспышки меньше периода затмения) | |
Зтм. | Затмевающийся (продолжительность света больше периода затмения) | |
Изо. | Изофазный (продолжительность света и темноты равны)) | |
Гр.Пр.(3) | ||
Ч.Пр. | Частопроблесковый (50 или 60 проблесков в минуту) | |
О.Ч.Пр. | Очень частопроблесковый (100 или 120 проблесков в минуту) | |
прер.Ч.Пр. | Прерывающийся, частопроблесковый | |
Гр.Зтм.(2) | Группозатмевающийся (группа из двух и более затмений через равные промежутки | |
Цв. | Огонь имеет цвет, отличный от белого | |
Мо.(U) | Световой сигнал по азбуке Морзе |
Для неопытного штурмана масса огней различных цветов и характеристик представляет значительную трудность. Один из наиболее важных факторов в определении огня — его период. Хотя некоторые люди умеют считать секунды довольно точно, все-таки лучше воспользоваться секундомером. Помните, что период отсчитывают от начала одной серии вспышек до начала другой — это полный цикл. Период огня следует измерять в течение трех полных циклов, прежде чем штурман сможет правильно определить его. Не торопитесь сделать вывод на основании визуальных наблюдений, что это именно тот буй, который вы ищите, пока не установите точно период его огня. В любом переходе штурман и команда должны знать и помнить характеристики буев, которые они ищут, чтобы определить их местоположение относительно яхты. Когда первый буй идентифицирован, остальные установить не так уж трудно. Приблизившись к первому бую, возьмите необходимые пеленги и идите по направлению к другим буям.
На некоторых навигационных знаках, снабженных огнями (например маяках), используют цветные секторы для указания безопасного и опасного районов. Эти секторы отмечены на карте и в описании огней и знаков. На ограничивающих секторы пеленгах нанесены их истинные значения в направлении с судна на маяк. Для пользования пеленгами с борта яхты их следует перевести в компасные.
Источник
Средства навигационного оборудования
Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО).
В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.
К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции,а также акустические средства туманной сигнализации.
Маяки – специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием.
Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.
Навигационные знаки – сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль.
Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов. Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.
Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.
Система предусматривает пять типов знаков
1. Латеральные знаки. Эти знаки (буи и вехи) выставляются для ограждения сторон фарватеров.
Мировой океан разделен на два региона: регион А и регион В,которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками.
Страны, принявшие красный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, относятся к региону А; страны,принявшие зеленый цвет окраски СНО с левой стороны фарватера,— к региону В. При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря. Остальные типы знаков являются общими для регионов А и В.
Деление Мирового океана на регионы А и В
Регион А. На левой стороне (рис. 17.20) выставляют знаки, полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра, светящийся буй имеет красный огонь. Характер огня – Пр 3с (проблесковый, период 3с).
На правой стороне (рисунка) выставляют знаки, полностью окрашенные в зеленый цвет, топовые фигуры имеют вид зеленого цилиндра, светящийся буй имеет зеленый огонь. Характер огня – Пр 3с.
В отдельных случаях направление фарватера оговаривается особо. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, причем нумерация или обозначение буев буквами ведется со стороны моря.
В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.
Основной фарватер справа – окраска знаков красная с широкой зеленой горизонтальной полосой, топовая фигура в форме красного цилиндра, светящийся буй имеет красный цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с (сложный групповой проблесковый, период 9 секунд).
Основной фарватер слева – окраска знаков зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, топовая фигура в форме зеленого конуса, светящийся буй имеет зеленый цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с.
Регион В. На латеральных знаках, выставляемых на левой и правой стороне фарватера, зажигают соответственно зеленые и красные огни.
Знак левой стороны
Знак правой стороны
Знак,указывающий, что основной фарватер слева
Знак,указывающий, что основной фарватер справа
Знак левой стороны
Знак правой стороны
Знак,указывающий, что основной фарватер слева
Знак,указывающий, что основной фарватер справа
2. Кардинальные знаки служат для ограждения отдельно лежащих навигационных опасностей, а также затонувших судов. Эти знаки обозначают сторону (по компасу), с которой судно должно обходить опасность. Они могут выставляться в одном, нескольких или всех секторах от опасности. Для ограждения применяются буи и вехи черно-желтой окраски в различных сочетаниях (рис. 17.28).
В качестве топовых фигур служат два черных конуса, установленных один над другим. Огонь светящихся буев белый.
Северные буи и вехи выставляются в северном секторе к N от опасности. Знаки имеют верху черный цвет, внизу – желтый. Топовые фигуры – конусы вершинами вверх. Характер огня – Ч (частый).
Восточные буи и вехи выставляются в восточном секторе к Е от опасности. Знаки имеют черный цвет с широкой желтой горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы основаниями вместе. Характер огня – Ч (3) 10с (три частых проблеска в группе, период 10 с).
Южные буи и вехи выставляются в южном секторе к S от опасности. Знаки имеют вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (6) ДлПр 15с (шесть частых проблесков в группе с длительным проблеском, период 15 с).
Западные буи и вехи выставляются в западном секторе к W от опасности.
Знаки имеют желтый цвет с широкой черной горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (9) 15с (девять частых проблесков в группе, период 15 с).
Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров.
Выставляются над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки окрашены в черный цвет с одной или более красными широкими горизонтальными полосами (рис. 17.29). Топовые фигуры – два черных шара, размещенные один над другим. Светящий буй имеет белый цвет. Характер огня – Пр (2) 5с.
3. Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые). Знаки (буи и вехи) окрашены красными и белыми вертикальными полосами (рис. 17.30). Топовая фигура имеют вид красного шара. Светящий буй имеет белый огонь. Характер огня – ДлПр 6с (длительно-проблесковый, период 6 секунд).
4. Знаки специального назначения применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, например, мест прокладки кабелей и др.
Знаки окрашены в желтый цвет. Топовые фигуры – косой крест желтого цвета. Светящий буй имеет желтый огонь, характер огня – Пр 5с.
Знаки,ограждающие отдельные опасности
Источник