Интересное и удивительное об Атлантическом океане
Атлантический океан простирается с севера на юг – от Гренландии до Антарктиды, а с запада на восток – от Европы и Африки до Американских земель. Он проходит через все климатические пояса нашей планеты.
Атлантический океан является вторым по величине среди других океанов после Тихого. Глубина Атлантического океана в самом глубоком месте равна 8742 метрам. Это место имеет название «Желоб Пуэрто-Рико» и находится неподалеку от острова Гаити.
Объём вод океана приблизительно в 11 раз превышает объем всех антарктических льдов и составляет 329,66 млн км3 (25% Мирового океана). В Атлантике нередко происходят сильные бури, которые способны причинить вред даже современным крупным кораблям.
Океан получил такое название от древнегреческого слова «Атлантис» – название острова, на котором согласно греческой мифологии великан по имени Атлант держал небо на плечах.
Загадки и тайны Атлантического океана, интересные факты о нём
Эта водная равнина имеет гигантские размеры, и поэтому тайн, загадок и различных интересных фактов у неё превеликое множество.
Это самое загадочное место на Земле находится именно в Атлантическом океане. Никто до сих пор не может объяснить всего, что там происходит – ни учёные, ни исследователи паранормальных явлений, ни уфологи. Но уже давно известно, что в этих местах творится что-то по нашим меркам сверхъестественное: пропадают целыми флотилиями корабли и эскадрильями самолеты. Объяснений придумывают множество, но ни одно из них не выдерживает ни проверки, ни критики. Одни считают, что там периодически поднимаются огромные волны, которые становятся причиной гибели кораблей, другие – гигантские водовороты и т.д. Но как в таком случае пропадают самолёты? Помимо всего прочего было доказано, что там большие скопления метана, которые образуют так называемые метановые пузыри. Такой пузырь вполне может затянуть корабль на дно и даже вывести из строя двигатель самолета. Но это не объясняет того, что пропавшие суда иногда возвращаются спустя годы и без команды, – прозванные в народе «Летучими голландцами». Кроме того, в этих местах наблюдались явления телепортации – корабль исчезал в одном месте, а появлялся в другом, и команда с пассажирами, если им повезло уцелеть, не могли ни вспомнить, ни объяснить случившееся. Метановый пузырь подобное «организовать», разумеется, не может. Есть и те, которые зашли чересчур далеко в своих фантазиях и приписывают эти явления проделкам инопланетян. Но это уже вряд ли представляется чем-то серьезным. В любом случае, исчерпывающего ответа на вопрос, что же там все-таки время от времени случается, пока никто не дал.
Атлантида – миф или реальность?
На счет того существовало или нет такое государство множество мнений «за» и против». Согласно легенде, это был остров в Атлантическом океане, жители которого были намного более продвинуты в науках и технических достижениях по сравнению с другим населением Земли того времени. Впервые сведения об этой цивилизации были получены из сочинений Платона. На тот момент их сочли за выдумки. Впоследствии некоторые исследователи стали считать, что это не миф. Предпринимались попытки найти ушедший под воду остров с помощью субмарин, в том числе подводным обитаемым аппаратом «Аргус», разработанным РАН. И вот в 1979 году научно-исследовательским судном Московского университета «Академик Петровский» были получены фотографии морского дна рядом с подводным вулканом Ампер. Стоянка была выбрана чисто случайно прямо над подводной горой. В этом месте под слоем песка были обнаружены развалины древнего города.
Самое интересное, что место, где были найдены руины, находилось недалеко от входа в Гибралтарский пролив. Это совпадало с тем, что писал Платон, утверждающий, что Атлантида располагалась недалеко от Геркулесовых столбов, которые согласно древнегреческим мифам увенчивали вход в пролив. Вулкан Ампер раньше возвышался над землей и был островом. По всей вероятности, город, обнаруженный на дне, находился раньше на этом острове, и извержение вулкана стало причиной его гибели. Пока что нет ответа на вопрос – была ли это действительно Атлантида. Затонувший и ныне найденный город является одной из множества загадок Атлантического океана.
Море без берегов
Саргассово море является единственным на планете, у которого есть границы, но нет берегов. Оно представляет собой участок в океане, окружённый со всех сторон течениями: Гольфстрим – на западе, Северо-Атлантическое – на севере, Канарское – на востоке и Северное Пассатное – на юге. Эти течения приносят туда весь океанический хлам, превращая море в огромную свалку. Мусор, плавающий в стоячей воде, создаёт большую экологическую проблему. Кроме того данный участок воды заполнен громадным числом водорослей, которые называются саргассумами (отсюда и название моря). Всё это вкупе создаёт осложнение в том числе и судоходству, поскольку понятное дело, что по этому так называемому «лугу океана» корабли могут передвигаться с большим затруднением.
Ещё одним удивительным и обоснованным фактом является то, что угри из океана прибывают на нерест именно сюда.
Эту подводную великую реку справедливо называют «самой большой отопительной системой в мире». И таковое название естественно оправдано, течение обогревает всю Западную Европу. То есть Гольфстрим поддерживает мягкий климат огромной территории. Средняя скорость объёмного потока воды составляет 100 Sv. Сегодня есть сведения о том, что скорость течения замедляется, и это, к сожалению, грозит природными катаклизмами.
Подобное уже помнит история Европы. Это время названо «малым ледниковым периодом», первая фаза которого пришлась на XIV век. Тогда изменение климата, связанное с замедлением скорости Гольфстрима, принесло повсеместный неурожай и голод, повлекший повальную смертность людей. Средневековые сказания повествуют нам о том, что взбунтовавшийся в это время Атлантический океан поглотил некие «Остров Дев» и «Антилию», изображавшиеся на картах вплоть до XV века.
Однако на этом бедствия не остановились. Выжившие и ослабленные голодом люди стали жертвой чумы, пришедшей с востока и получившей название «чёрная смерть». Пик пандемии пришёлся на 1346–1353 годы. В результате всех этих бедствий в Европе за несколько десятилетий погибло около половины населения. Какие последствия будут сейчас, если Гольфстрим «притормозит», и сбавит ли он вообще свой жизненно необходимый равномерный темп, неизвестно. Пощадит ли Атлантический океан Европу на этот раз или нет? Пока этот вопрос остаётся тоже без ответа.
Атлантика щедро делится водными запасами и с другими океанами, ибо может себе это позволить. Дело в том, что в Атлантический океан впадает очень много рек, постоянно его пополняя. Для сравнения: количество всех рек, впадающих в Атлантический океан, в четыре раза превышает число рек, которые впадают в Индийский и в Тихий вместе взятые.
В Атлантическом океане находится самый большой остров мира – Гренландия. Несмотря на то, что он расположен далеко на Севере, природа там отличается неописуемой красотой. Северная экзотика Гренландии привлекает огромное число туристов.
Викинги и Колумб
По официальной версии первым мореплавателем, которому удалось пересечь Атлантический океан и достичь Американского континента, был Христофор Колумб. Но на основании исторических исследований можно предположить, что викинги делали это намного раньше его, осуществляя свой путь от берегов Скандинавского полуострова до Северной Америки через Гренландию. Однако этот факт не имеет стопроцентных доказательств, поэтому пальма первенства принадлежит пока ещё все-таки Колумбу.
В Атлантическом океане есть так называемая «Аллея айсбергов». Она проходит между восточным побережьем полуострова Лабрадор и южной частью острова Ньюфаундленд. Учёные производят свои наблюдения за айсбергами именно здесь. Ледяные горы приплывают сюда с побережья Арктики, Гренландии. Они представляют собой величественные глыбы льда, отломившиеся от ледников в весеннее время года Северного полушария. Именно в Атлантике айсберги встречаются чаще всего. За год по Аллее проплывает от 400 до 800 айсбергов крупных и средних размеров. Особенно они опасны для судов, движущихся по северным морским путям Атлантики. Вспомните трагическую гибель «Титаника», до сих пор покоящегося в этих водах.
1. По берегам Атлантического океана проходят границы 100 стран мира.
2. Атлантика известна рекордной высотой приливов. На некоторых участках канадского побережья приливы достигают 15–18 метров в высоту.
3. В XIX–XX веках пароходы, которым удавалось установить новый рекорд при пересечении северной части Атлантического океана, награждались особым вымпелом – переходящим призом «Голубая лента Атлантики». Судно-рекордсмен имело право гордо поднимать его на своей мачте. С 1934 года вымпел заменил серебряный кубок англичанина Гарольда Хейлза. Эта модификация была предпринята вследствие образования международного комитета «Голубая лента», просуществовавшего 18 лет. Судовладелец изготовил его за собственные средства и передал в дар получившей официальность организации. Кубок весил аж 45 кг чистого серебра и был высотой более метра. Последним обладателем заветной награды стал американский трансатлантический лайнер «Юнайтед Стейтс» 12 ноября 1952 года, за трое с половиной суток совершивший рейс «Ливерпуль – Нью Йорк». После этого в связи темпом развития судостроения в подобных конкурсах необходимость сама собой отпала. В настоящее время реликвия хранится в морском музее Академии торгового флота США.
4. Ежегодно берега Атлантического океана отдаляются друг от друга на 1–2 сантиметра.
5. Было предпринято 5 попыток пересечь Атлантику на воздушных шарах. К сожалению, все они закончились трагически.
6. Атлантический океан имеет множество внутренних и прибрежных морей. К внутреннему бассейну относятся Чёрное, Средиземное, Балтийское и др. Все они связаны с Атлантикой подземными реками, по которым получают воду.
7. Количество рыбы, которую здесь вылавливают каждый год, превышает даже ежегодные уловы Тихого океана и составляет 40% всего мирового рыбного промысла.
Источник
Через Атлантику на моторах: история рекордов
Всего было 8 попыток преодолеть Атлантический океан на моторном судне за минимально возможное время. На подходе — девятая.
Недавно английская команда Atlantic Challenge Team Great Britain объявила, что успешно завершила испытания прототипа катамарана, разрабатываемого для того, чтобы побить действующий рекорд трансатлантического перехода на моторном судне. Впереди строительство полноценного скоростного катамарана. Предполагается, что судно длиной 34 метра должно развивать максимальную скорость в 70 узлов, а это без малого 130 км/ч. При этом крейсерская скорость по расчетам должна составлять 62 узла. В проекте задействована интернациональная команда инженеров и профессиональных гонщиков, хотя и под британским флагом. Маршрут – традиционный для такой задачи – из Великобритании в Нью-Йорк. Для того, чтобы побить действующий рекорд, катамарану необходимо пройти его со средней скоростью в 103 км/ч.
А история эта началась еще в 2010 году, когда гонщик XCAT World Powerboat Series Ричард Джордж рассказал своему другу и признанному авторитету в области морских гонок на моторных лодках Рою Пауэру о своей идее создать судно, способное пересечь Атлантику менее чем за 58 часов и с всего одной дозаправкой. Уже в 2011 дизайнер Роб МакКолл показал немногочисленным на тот момент членам недавно образованной команды первые рендеры будущего судна. В дальнейшем проект обрастал спонсорами и новыми участниками. Среди последних оказался и Даг Пайк – титулованный гонщик, обладатель престижной награды RYA, автор 43 книг по навигации и морскому делу. Затем к команде присоединяется известный морской архитектор Эндрю С.Н. Ли и в 2014 году в Абу Даби начинаются ходовые испытания 4-метрового прототипа будущего судна Atlantic Glider.
Наконец, в июне 2015 года Эндрю С.Н. Ли выкатывает готовый визуальный проект полноразмерного катамарана TGB 34. Предполагается, что 6 гибридных двигателей должны обеспечить судну достаточную тягу и стабильность для того, чтобы побить действующий рекорд, который составляет 2 дня 10 часов 54 минуты и 50 секунд, поставленный в далеком 1992 году. Но история соревнования на кратчайший по времени переход Атлантики на моторном судне началась еще раньше.
И началась она с имени эксцентричного миллиардера Ричарда Брэнсона. Владелец империи Virgin многие годы удивляет мир своими экстремальными выходками (многие из которых, впрочем, имеют очевидную коммерческую подоплеку). В средине 1980-х Брэнсон решил стать первым, кто пересечет Атлантический океан за рекордно короткий срок. Для этого он заказал проектирование и строительство судна Virgin Atlantic Challenger. Но первая попытка провалилась: лодка перевернулась, а Брэнсона вместе с командой спас вертолет Королевских ВВС. Тогда Брэнсон построил еще одно судно — Virgin Atlantic Challenger II. Проект обошелся ему в 1,5 миллиона фунтов в ценах 1986 года. Лодка была построена на британской верфи Lowestoft по проекту морского архитектора Сони Леви.
Challenger длиной 22 м оснащен двумя двигателями MTU мощностью по 2000 л.с. каждый. Максимальная скорость составляет 52 узла. При собственной массе 52 тонны судно может нести на борту 12,5 тонн горючего. 29 июня 1986 года Virgin Atlantic Challenger II домчался из Нью-Йорка до берегов Великобритании. Этот путь занял 3 дня, 8 часов и 31 минуту. Средняя скорость в пути составила 36,79 узла. Таким образом, Брэнсон впервые установил рекорд прохождения Атлантики на моторном судне. Кстати, Challenger здравствует и поныне: несколько лет назад его приобрел бизнесмен, владелец верфи Seahawk в Плимуте Дэн Стивенс, который сообщил, что судно до сих пор находится в превосходном состоянии и потребовало лишь незначительного ремонта (на момент покупки наработка двигателей составила всего 700 часов).
Было бы странно, если хотя бы одна крупная верфь, специализирующаяся на строительстве быстрых моторных яхт, не попыталась побить рекорд Брэнсона. Производитель яхт, которые могут пересечь Атлантику быстрее всех, — это звучит гордо и наверняка должно позитивно сказаться на продажах. Так и решили в Azimut/Benetti. 27-метровый Azimut Atlantic Challenger, построенный на мощностях верфи Benetti, был готов в 1988 году. Четыре 18-цилиндровых двигателя CRM были способны развить мощность в 8158 л.с.
Итальянский Challenger должен был преодолеть дистанцию без дозаправок и развить среднюю скорость в 40 узлов. Но не срослось: подкачала погода. На протяжении полутора тысяч морских миль судно героически сражалось волнами, однако, рекордный поход пришлось прервать. Больше Azimut/Benetti не возвращались к этой затее.
Чего нельзя сказать о Томе Джентри. Его судно под названием Gentry Eagle попыталось составить конкуренцию «Азимуту». Джентри стартовал почти в то же время летом 1988 года. И тоже потерпел фиаско из-за плохой погоды. Но он решил попытать удачи на следующий год. Не для того же он построил превосходную быстроходную лодку, чтобы вот так сдаться! А Gentry Eagle для своего времени была действительно революционной лодкой.
Построенная на плимутской верфи Vosper Thornycroft яхта длиной 35,66 м имеет водоизмещение 96 тонн. Судно оснащено двумя двигателями MTU по 3480 л.с. каждый и газовой турбиной на 4500 л.с. Таким образом, пиковая суммарная мощность силовой установки составила 11560 л.с. На борту Gentry Eagle способен нести до 37 тысяч литров солярки. Максимальная скорость составляет 63 узла. И со второй попытки у Джентри получилось! В 1989 году Gentry Eagle прошел Атлантику за 2 дня 14 часов и 7 минут с тремя дозаправками.
Следующая попытка поставить Атлантический рекорд была предпринята в 1990 году. Тогда за звание быстрейшего боролось судно на подводных крыльях Hoverspeed London. Построенная на верфи Incat Tasmania яхта длиной 73,6 м была оснащена четырьмя дизелями Ruston мощностью по 5507 л.с. каждый. Но несмотря на такой потенциал, у Hoverspeed London не получилось побить рекорд Джентри: 29 июня 1990 года судно прошло Атлантику за 3 дня 7 часов. Средняя скорость составила 36,6 узлов.
Примечательно, что одновременно с Hoverspeed, в том же 1990-м поставить Атлантический рекорд попыталась команда французского карбонового судна Jet Ruban Blue, которое спроектировал Жиль Оллье. Строительство этого 21-метрового монохулла велось на протяжении четырех лет и обошлось в 3,3 миллиона долларов в ценах 1990 года.
И все деньги и силы были, конечно, не совсем напрасны: лодка получилась выдающаяся. Вот только у нее не получилось не то что побить рекорд Атлантики, но даже – пересечь ее. Ни с первой, ни со второй попытки.
Наконец, летом 1992 года на трансатлантический маршрут вышла алюминиевая лодка Destriero водоизмещением 900 тонн. Судно длиной 68 метров, оснащенное тремя двигателями General Electric суммарной мощностью 54990 (!) л.с., во время перехода потребляло 8000 литров солярки в час. А запас топлива на борту составлял 750 тысяч литров. Его постройка обошлась по ценам того года в сумму от 40 до 50 миллионов долларов, еще 12 миллионов в проект принесли спонсоры. И этот монстр смог!
Destriero преодолела Атлантику без дозаправки за 2 дня 10 часов 54 минуты и 50 секунд. Средняя скорость в пути составила 53,09 узла, а максимальная – 59,4 узла (110 км/ч). Таким образом, Destriero поставила рекорд, который до нынешнего момента не удалось побить никому.
А попытки были – дважды в 1998 году. Алюминиевый катамаран Catalonia длиной 91,3 м был построен на верфи Incat Tasmania. 9 июня ему удалось преодолеть маршрут из Манхеттена к берегам Испании за 3 дня и 9 часов. Средняя скорость составила 38,9 узлов. А 20 июля Cat-Link V, катамаран идентичной конструкции, также построенный Incat Tasmania, завершил маршрут из Нью-Йорка в Великобританию за 2 дня 20 часов и 9 минут. Всего менее 10 часов отделяли Cat-Link V от рекорда Destriero.
Что ж, теперь мяч на стороне Atlantic Challenge Team Great Britain. И им придется сильно постараться, чтобы обновить атлантический рекорд. С средины 60-х годов высота волн в мировом океане неуклонно растет из-за глобального потепления. Поэтому для достижения времени, с которым справился в 1992 году Destriero, сейчас потребуется куда больше мощности, мореходности, расчетов и мастерства пилотов. Но и технологии за это время шагнули далеко вперед.
Источник