Вся поверхность земли представлялась зелено золотым океаном по которому брызнули миллионы разных

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §66. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Упражнение №385

Прочитайте два отрывка из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». Спишите, расставляя пропущенные запятые. • Подчеркните прилагательные, рисующие цвет степи и неба утром и вечером. Объясните значение незнакомых вам слов, используя «Толковый словарь».
1 . Со(?)нце выгл..нуло давно на ра(з, с)чищенном небе и живительным (тепло)творным светом своим облило степь. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялась (зелёно)зо−лотым ок..аном по которому брызнули ми(л, лл)ионы разных цветов.
2 . Вечером вся степь совершенно нерем..нялась. Всё пёстрое пространство её охватывал..сь последним ярким отблеском со(?)нца и пост..пенно т..мнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, и она становилась (тёмно)зелёною; исп..рения подымались гуще каждый цветок, каждая травка испускала амбру и вся степь курилась благовонием. По небу, (изголуба)тём−ному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розов..го золота; изредка белели клоками лё..кие и прозрачные обл..ка.

Решение

Тип текста — описание.
1 . Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным теплотворным светом своим облило степь. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
2 . Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, и она становилась тёмно-зелёною ; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному , как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака.
Амбра — твёрдое, горючее воскоподобное вещество серого цвета.
Благовоние — приятный запах, аромат.

Читайте также:  Животный мир северного ледовитого океана 7 класс география

Источник

Определите, к какому стилю речи относятся следующие тексты. Свой ответ аргументируйте, укажите лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности текстов к тому или иному стилю речи.

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! Поверишь ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счёту нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе ястребы парят. Да штук десять крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют, так и шныряют

Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… Многие степные растения имеют густое опушение, предохраняющее их от чрезмерного испарения.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву… Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха…

Источник

Определите, к какому стилю речи относятся следующие тексты. Свой ответ аргументируйте, укажите лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности текстов к тому или иному стилю речи.

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! Поверишь ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счёту нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе ястребы парят. Да штук десять крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют, так и шныряют

Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… Многие степные растения имеют густое опушение, предохраняющее их от чрезмерного испарения.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву… Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха…

Источник

Урок русского языка в 9-м классе по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в БСП»

  • формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
  • формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;
  • формирование умения правильно расставлять знаки препинания в БСП.

1. Организационный момент.

2. Контрольно – подготовительный этап.

Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения. (см. Приложение 3 – слайд 1)

(Таблица на доске, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)

  1. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
  2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
  3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
  4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
  5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
  6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
  7. Я сразу понял, что это дело мне по силам.
  8. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
  9. Где тонко, там и рвется.
  10. Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.

(Третья колонка в таблице пока никак не обозначена.)

1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)

5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)

9 (прид. места)

— Почему никуда не отнесли 6 и 10 предложение? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)

— О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП – заполнение третьей колонки.)

3. Объяснение нового материала.

Заполнение текста, содержащего теоретический материал, с помощью сведений на стр. 6 – 7. (см. Приложение 1)

  • Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи _________________________и _________________________(или_________________________) и при помощи _________________________(без_________________________).
  • Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются_________________________.
  • Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются _________________________.
  • Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются_________________________.

Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. (см. Приложение 3 – слайд 2)

  • Я вас любил – меня вы не любили.
  • Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
  • В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
  • Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
  • Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
  • Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
  • Я понял, что долго не смогу притворяться.
  • Я понял: долго не смогу притворяться.

— Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСС?

5. Работа с таблицей «Знаки препинания в БСП».

Заполнение первой строки – запятая в БСП, на последующих уроках заполнение таблицы продолжается. Анализ сведений параграфа 10 (пункт 1). (см. Приложение 1)

Схема предложения

Способ замены знака препинания

Перечисление фактов Союз И

Луна сияла, июльская ночь была тиха. (Луна сияла, и июльская ночь была тиха).

6. Среди данных предложений найдите БСП, запишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. (см. Приложение 3 – слайд 3)

  1. Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
  2. День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
  3. В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
  4. Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
  5. Сияет солнце воды блещут
    Деревья радостно трепещут
    Купаясь в небе голубом.
  6. Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.

7. Итоги. Рефлексия.

  • О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
  • Почему так называются такие предложения?
  • Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
  • Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
  • Что показалось наиболее легким?

8. Домашнее задание.

Домашняя работа № 3 (домашняя работа составлена в формате ГИА, способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена). (см. Приложение 2)

Источник

плиз люди помогите.

«Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство.. . до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею.. . Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.. . занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.. . Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши. »
В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… »

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад» . Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

Источник

Оцените статью