Меню

Вторая мировая война нам море

Морские сражения Второй Мировой: пять битв на море

Война на море началась с бедствий в Оране и Перл-Харборе. Флот союзников – потрёпанный и с пробоинами – вступил в крупнейшую битву в истории.

Британский флот накануне войны тоннажем превосходил немецкий в семь раз, а французский был трижды больше немецкого. С началом военных действий кригсмарине пыталось сократить разрыв.

Затопление в Оране (1940)

Противостояние между кригсмарине и английским флотом уже шло полным ходом, когда пала Франция. Её армия и флот сдались на милость немцам. Затем случилось удивительное. Французские корабли все еще стояли в портах, и казалось, для них война окончена. Однако 3 июля 1940 г. британцы начали операцию «Катапульта». К северо-африканскому порту близ Орана подошла английская эскадра и заявила вице-адмиралу Жансулю, что французские суда не должны достаться немцам — их следует перевести в Англию, интернировать или затопить. Адмирал отверг это требование, и тогда англичане напали на него: затопили 2 новых эсминца, 1 линкор, и вывели из строя еще 2 линкора. Погибло более 1,2 тыс. человек. Остатки эскадры адмирала Жансуля (1 линкор, 5 эсминцев и несколько подлодок) сумели уйти в Тулон. Еще одно нападение британцы совершили в порту Дакар 8 июля — там они нанесли сильные повреждения новому линкору «Ришелье».

Французские корабли находились и в порту египетской Александрии. Англичане интернировали там 1 линкор, 3 тяжелых и 1 легкий крейсер, несколько эсминцев и подлодок. Позднее они стали частью британского флота, как и те французские суда, что стояли на момент капитуляции Франции в портах Великобритании. Хотя операция «Катапульта» достигла военной цели, отношения англичан с французами надолго испортились.

Бой у острова Уэссан (1944)

Главной задачей немецкого флота было разрушение морских коммуникаций Англии — чтобы лишить ее поставок товаров извне и принудить к выгодному Германии миру. Немцы использовали подлодки (вначале их было 57), маневренные небольшие корабли и самолеты для нанесения ударов по английским портам. Больше всего хлопот доставляли немецкие подводники. Но постепенно британский флот перестроился для борьбы с ними, сумел в долгой борьбе отстоять торговые коммуникации и начал методично преследовать и топить немецкие корабли. К лету 1944 г. стратегический перевес в Битве за Атлантику был достигнут. Во время высадки союзников произошло последнее крупное сражение немецкой и британской флотилий (и единственная крупная битва их эсминцев). 8-я флотилия кригсмарине (3 эсминца и 1 миноносец) попыталась помешать высадке союзников.

9 июня они встретились у о. Уэссан с 10-й флотилией КВМФ Великобритании из 8 эсминцев — в бою, однако, успели принять участие только 4 корабля. Британцам удалось уклониться от торпедных атак немцев, а затем нанести им артиллерийский удар. В результате сражения немцы потеряли 2 эсминца и отошли. Последняя флотилия кригсмарине на западе потерпела поражение и не смогла помешать высадке союзников. С лета 1944 г. кригсмарине уже не создавал серьезных проблем на Атлантике, остатки немецкого флота в основном просто пытались уцелеть.

Пёрл-Харбор (1941)

А вот с союзниками рейха в Тихом океане, с японцами, дело обстояло сложнее. Борьба США и Японии шла именно на воде и в воздухе. Атака на Пёрл-Харбор ознаменовала начало войны. 7 декабря 1941 г. четыре сотни японских самолетов поднялись с палуб шести авианосцев и разгромили военном-морскую базу США на Гавайях. В бухте Пёрл-Харбор американцы потеряли практически всю гидроавиацию (всего 188 самолетов), 5 линкоров, еще несколько кораблей поменьше и 2403 человека.

Японцы же по сравнению с этим ушли почти без потерь (29 самолетов). Унижение Пёрл-Харбора настроило американский народ на решительное противостояние с Японией. Японцы же переоценили свой военный потенциал и просчитались: вместо ожидаемой готовности через какое-то время к миру США продемонстрировали способность к долгой тяжелой войне.

Битва у атолла Мидуэй (1942)

4−7 июня 1942 г. японцы и американцы столкнулись в решающей битве на Тихом океане. Американцы разгадали вражеские шифры и благодаря эффективной разведке знали, где японцы нанесут очередной сильный удар. 4 июня более сотни японских самолетов вновь покинули авианосцы и подлетели к американским кораблям — они должны были уничтожить авианосцы и крейсеры противника.

Однако ставка на внезапность нападения на этот раз оказалась неудачной. Завязались воздушные бои. Американские самолеты с авианосцев «Хорнет» и «Энтерпрайз» раз за разом атаковали авианосцы японцев и потопили к вечеру два из них — «Сорю» и «Кага»; а затем еще два («Акаги» и «Хирю») повредили настолько сильно, что утром адмирал Ямагути приказал затопить их. Императорский флот потерял также тяжелый крейсер «Микума», 248 самолетов и 2,5 тысячи человек. Самое главное, погиб летный состав, который нельзя было быстро заменить. Японцы тоже бились отчаянно, и американцы в ходе сражения потеряли всего 1 тяжелый авианосец, 1 эсминец и 150 самолетов. Но в отличие от противника, США могли и восполнили затем свои потери. После битвы за атолл Мидэуй Япония перешла к обороне.

Сражение в заливе Лейте (1944)

Одна из самых масштабных битв произошла у филиппинского острова Лейте. 23 — 26 октября 1944 года сошлись японский и американо-австралийский флот, при этом перевес последних был очевиден (16 тяжелых и легких авианосцев против четырёх, 1,5 тысячи самолетов против 200). Для японцев эта битва стала последней крупной операцией. Стремясь изгнать американцев из этих вод, они потеряли 10 тысяч человек (потери союзников — 3,5 тысячи человек). Кроме того, Япония лишилась последних авианосцев, трех линкоров, восьми крейсеров и двенадцати эсминцев. Американцы потеряли 3 авианосца (2 — малых эскортных) и три корабля сопровождения.

В этой битве последовательно применялась тактика камикадзе. Летчики таранили корабли США, так они потопили авианосец «Сент-Ло» и подожгли два других. Но их самоотверженности не могла спасли от поражения, неминуемого при столь подавляющем превосходстве американцев. Фактически японцы потеряли и Филиппины, и флот. После этого на море они уже не могли противопоставить союзникам ничего серьезного.

Источник

Война на море в 1939 году

Война на море в 1939 году

В начале войны положение германских кригсмарине (ВМС) было далеко не блестящим. Британские военно-морские силы превосходили германские по тоннажу в семь раз, французские ВМС были по тому же показателю сильнее кригсмарине в три раза. Польские военно-морские силы уступали германским, но их вообще вряд ли стоило принимать во внимание. К этому следует добавить существенный potential de guerre[6] — в немецком языке нет столь меткого слова — Британской империи. Оно выражает общую способность страны к ведению войны, ее благоприятное или неблагоприятное географическое положение, объем промышленного производства и природные богатства, численность народа этой страны и силу его духа, способность этого народа давать своей стране солдат и организаторов, рабочих и деятелей науки, а также ограниченность или неограниченность стратегического сырья, обеспечение населения и армии продовольствием и многое другое.

Поэтому неудивительно, что многие умудренные опытом старшие офицеры рассчитывали на продолжительность войны в течение примерно семи лет, отдавая себе отчет, что военно-морские силы противника можно победить только при активной поддержке военно-воздушных сил, количественно и качественно превосходящих авиацию противника.

О вторжении в Англию пока никто не помышлял: ни политическое руководство, ни руководители флотом, ни штаб оперативного руководства вермахта. Оно представлялось настолько невероятным, что для него не было подготовлено и разработано даже простой теоретической основы.

Поскольку Англия уже была противником Германии, немцам пришлось подумать, по крайней мере, о нанесении максимального ущерба ее коммуникациям, которые обеспечивали снабжение метрополии, и тем самым вынудить Англию к миру. Следовательно, задача заключалась в нанесении ударов по морским путям Англии на всех морях, по ее портам вывоза и в особенности по портам ввоза.

Для выполнения этой задачи в распоряжении немцев имелись подводные лодки, быстроходные боевые корабли всех классов с большой дальностью плавания, хорошо вооруженные вспомогательные крейсеры (быстроходные корабли, переоборудованные из грузового или пассажирского судна, предназначенные во время войны для действий на морских коммуникациях против транспортных судов противника, постановки минных заграждений, несения конвойной и дозорной службы. Такие суда имели водоизмещение 3500–20 000 тонн, скорость 14–24 узла (26–44 км/ч), вооружение: 4–8 орудий 100–150 мм, до 12 орудий 20–47 мм, до 4 торпедных аппаратов, 60–300 минных заграждений. На некоторых имелось 1–2 самолета-разведчика. — Ред.) и скоростные транспортные суда для подвоза снабжения боевым кораблям, действовавшим на коммуникациях противника, средства дальней разведки на море и, наконец, мощная боевая авиация. Боевые самолеты и корабли морского флота были вооружены пушками и торпедами, бомбами и минами.

Сравнительные данные военно-морских флотов

Германия Англия Франция Польша Линейные корабли 2 15 7 — Авианосцы — 7 1 — Броненосцы («карманные линкоры») 3 — — — Тяжелые крейсеры 2 15 7 — Легкие крейсеры 6 49 12 — Эсминцы 22 183 59 4 Миноносцы 20 — 12 2 Подводные лодки 57 65 78 5 Торпедные катера 20 27 9 — Мониторы — 3 — —

Читайте также:  Ветер с моря дул обработка

К вышеупомянутым цифрам следует добавить, что водоизмещение некоторых кораблей в британских военно-морских силах было существенно выше, чем соответствующих кораблей кригсмарине, а это, в свою очередь, означало большую огневую мощь, более толстую броню и преимущество в скорости.

Личный состав кригсмарине вступил в войну с непреклонной решимостью, до конца осознавая серьезность предстоящей борьбы. Поскольку у военных моряков не было собственной морской авиации (самолетов для разведки и аэрофотосъемки, бомбардировщиков и истребителей), они надеялись, что этот недостаток будет хотя бы частично компенсирован сильными ВВС с хорошим стратегическим, оперативным и тактическим командованием.

Война на море и люфтваффе

После летних маневров 1937 года, в которых участвовали все виды вермахта, Геринг, основываясь на сделанных по результатам этих учений выводах, в январе 1939 года расформировал особый морской воздушный округ[7]. Хотя этот округ и так подчинялся рейхсмаршалу, скопление старых опытных морских летчиков, прошедших Первую мировую войну, было для Геринга настоящим бельмом на глазу. Вопреки неоднократным протестам командования военно-морского флота, Гитлер не стал вмешиваться в спор командования ВВС и ВМС, руководствуясь своим обычным принципом: «Пусть спорят, а победит сильнейший». Победу действительно одержал сильнейший, но только не лучший. Геринг своим решением не только ликвидировал сложившуюся наземную организацию морской авиации, но и взял на себя единоличную ответственность за ведение военных действий в воздухе над морем. Впрочем, в Англии после окончания Первой мировой войны пошли тем же путем. И в течение многих лет британский флот вел упорную борьбу за возвращение в свой состав морской авиации, которая наконец увенчалась успехом за два года до начала Второй мировой войны. Однако к началу войны британская морская авиация, что касалось ее численности, технического оснащения и подготовки летчиков, оказалась отнюдь не на высоте. Два десятилетия пренебрежения и далеко не всегда правильного развития не прошли для нее даром. Это убедительно показывает весь ход боевых действий над морем в 1939–1940 годах.

Организация взаимодействия между кригсмарине и люфтваффе была в сложившихся условиях крайне затруднена. Как самостоятельный вид вермахта, военная авиация, командование которой имело большое влияние на Верховное главнокомандование, использовалась в тех районах, где, по мнению последнего, решалась судьба войны. Для военных действий на море авиация выделялась лишь тогда, когда стратегические планы главнокомандования военно-морских сил совпадали с замыслами Верховного главнокомандования. А поскольку последнее всегда рассматривало войну на континенте своим первоочередным делом, кригсмарине неизменно оказывались обделенными. ВМС постоянно привязаны к воде, а авиация нет. Она может нанести удар по любым целям на земле или на воде. Главная ошибка немцев заключалась в том, что на тыловых коммуникациях противника, этой своего рода нервной и кровеносной системе всего его «организма», не было проведено ни одного мощного массированного и сосредоточенного удара силами люфтваффе. Даже в вопросах разведки морских акваторий военно-морские силы зависели от планов и намерений главнокомандующего другим видом вооруженных сил, который осуществлял авторитарное командование своими ВВС, а его отношение к военному флоту было вовсе не благожелательным.

Германский торговый флот

Суда германского торгового флота к началу войны были разбросаны по всем морям и океанам. Каждое судно дальнего плавания имело на борту запечатанный пакет с секретными инструкциями на случай начала военных действий. Эти инструкции в основном сводились к следующему:

1. Сделать все возможное, чтобы достичь одного из портов Германии и доставить туда свой особенно ценный в условиях войны груз.

2. Если противник угрожает судну захватом, оно должно быть потоплено, чтобы не увеличивать силы противника за счет овладения судном и грузом.

3. Если нет другого выхода, укрыться в нейтральной гавани, где ждать окончания войны.

Подавляющее большинство капитанов и команд германских торговых судов выполнили эти инструкция с большим мужеством и пониманием своей ответственности. Большей части находившихся на переходе судов удалось благополучно достичь портов Германии или дружественных ей стран, около 40 пароходов были потоплены своими командами, и только 19 судов попали в начале войны в руки противника.

Торговый флот вполне оправдал возложенные на него надежды. Можно упомянуть о двух характерных случаях: возвращение океанского парохода «Бремен» из Нью-Йорка через русский порт на Северном Ледовитом океане и прорыв грузового судна «Эрланген» из Новой Зеландии в Чили. О смелых «прорывателях блокады» будет рассказано позже.

Борьба на Балтийском море

Военно-морские силы Польши к началу войны находились в стадии строительства и были застигнуты врасплох. В строю находилось лишь несколько современных небольших боевых кораблей — эсминцев, миноносцев, подводных лодок. Трем эсминцам и двум подводным лодкам удалось уйти в Англию, остальные были быстро уничтожены, или захвачены немцами, или интернированы в нейтральных государствах.

Германские кригсмарине на Балтике принимали активное участие и в сражениях на побережье: полуостров Вестерплатте — аванпорт в районе Данцига (Гданьска) — служил полякам укрепленным пунктом и имел сильный гарнизон. Устаревший линкор «Шлезвиг-Гольштейн», уже много лет использовавшийся как учебный корабль сразу же после начала боевых действий 1 сентября, начал обстрел из тяжелых и средних артиллерийских орудий польских укреплений и позиций войск на Вестерплатте. Первая германская атака силами одной роты батальона морской пехоты окончилась неудачей и большими потерями. Через шесть дней с помощью саперов, прибывших из Рослау, наступление на Вестерплатте, поддерживаемое огнем «Шлезвиг-Гольштейна», возобновилось. Очень скоро гарнизон вывесил белые флаги и капитулировал.

Кроме того, этот старый линкор, вместе с кораблем того же типа «Шлезиен» и минными тральщиками, сумел оказать эффективную артиллерийскую поддержку германским сухопутным войскам во время занятия ими Гдыни и полуострова Хель. Военно-морская база Гдыня была взята 14 сентября, а последние опорные пункты польского флота на полуострове Хель перешли в руки немцев 1 октября. В числе 4 тысяч пленных оказался и командующий польскими военно-морскими силами. Германская авиация эффективно поддерживала наступление армии и флота, и в результате, помимо нескольких канонерок и тральщиков, германские самолеты потопили современный минный заградитель «Гриф» и эсминец «Вихрь».

Балтийское море, принимая во внимание возможность внезапного вторжения английских кораблей, было «перегорожено» минными заграждениями в южной части проливов Зунд (Эресунн) и Большой и Малый Бельт, а позднее и в проливах Каттегат и Скагеррак. Судоходство нейтральных стран тем самым было сильно ограничено — направлено по особым принудительным маршрутам, что было в интересах безопасности самих нейтральных судов, а также для недопущения перевозок по Балтийскому морю запрещенных грузов во вражеские страны. Сотни торговых судов в первые месяцы боевых действий подверглись досмотру, 127 из них были задержаны. Правда, большая часть задержанных судов в дальнейшем были освобождена.

После того как английское правительство довело список запрещенных товаров до нескольких тысяч наименований, немцам ничего не оставалось делать, как последовать этому примеру. В конце концов свободной, конечно, осталась не только перевозка булыжников, как утверждал ходивший в то время анекдот, но тем не менее не запрещенных к перевозке грузов осталось до смешного мало.

И здесь Англия вела себя согласно своему старому принципу: не связывать себя точной формулировкой положений международного права, чтобы использовать его в соответствии со своими интересами. В своих воспоминаниях английский министр иностранных дел времен Первой мировой войны писал, что международное право всегда было эластичным материалом, и Англия использовала его то так, то этак. Когда в 1929 году Лига Наций попыталась кодифицировать положения международного права, это намерение было похоронено по первому разряду. И именно представитель в Англии в соответствующей комиссии выступал как основной противник проекта.

Меры, принятые на Северном море

Подходы к германскому побережью были прикрыты широким заградительным поясом из десятков минных заграждений, который тянулся от восточно-фризского побережья на север — до Скагеррака, а позднее и до центральной части Северного моря. К востоку от этого минного Западного вала могли действовать только подводные лодки противника, которые, однако, подавлялись многочисленными легкими кораблями и самолетами немцев. Проникшие сюда британские субмарины несли тяжелые потери, добиваясь лишь ничтожных успехов.

Воздушная война, как минная война, по планам германского командования должна была быть перенесена непосредственно к берегам Великобритании, чтобы остановить торговое судоходство из портов Нидерландов и Бельгии перед восточным входом в Ла-Манш, а также перехватывать суда, идущие из Норвегии, у английских портов. Английское каботажное судоходство, которое велось в коридоре между побережьем и минными заграждениями, также должно было быть нарушено.

Итак, командование военно-морских сил Германии, возглавляемое гросс-адмиралом Редером, приняло смелое решение об использовании эсминцев и подводных лодок для установки мин на подходах к британским портам. Сначала немцы ограничивались минами с минрепами, потом стали применять более современные магнитные донные мины, которые противник имевшимися в то время средствами не мог обезвредить.

Германские эсминцы у восточного побережья Англии

Минирование проводилось осенью и зимой 1939/40 года под командованием коммодора Бонте. В октябре германские эсминцы установили «кукушкины яйца» (то есть мины) на подходах к Хамберу (эстуарию рек Уз и Трент на северо-востоке Англии, графство Хамберсайд. На Хамбере расположен Кингстон-апон-Халл (Гулль). — Ред.), в ноябре провели две операции по минированию выходов из фарватера Темзы и еще раз заминировали вход в Хамбер. Темными декабрьскими ночами мины были поставлены в фарватеры военного времени у Кромера, а также у порта Ньюкасл. В январе было проведено еще три операции по минированию: первая — в устье Темзы, вторая — крупная операция с участием 11 эсминцев — усилила минные заграждения на подходах к Ньюкаслу, третья — в фарватере военного времени у прохода Хейсборо. Еще две операции имели место в феврале — их целями были фарватеры военного времени у Кромера и банки Шипуош.

Читайте также:  Определение перемещений методом мора с использованием правила верещагина

Когда весной 1940 года ночи стали слишком короткими, чтобы германские эсминцы могли выполнять свои задачи, работу продолжило «судно № 11». Это был небольшой старый пароходик прибрежного плавания со скоростью всего 7 узлов, который выходил из устья реки Эмс и, двигаясь вдоль побережья Голландии, расставлял мины на фарватере близ мели Гудвина (самого большого кладбища кораблей на земном шаре, расположенного к востоку от юго-восточной оконечности Англии, мыса Саут-Форленд. — Ред.) и в районе банки Смит-Нолл. Благодаря хорошей маскировке пароходик проходил мимо всех сторожевых кораблей противника беспрепятственно.

Там, где не могли действовать эсминцы, мины ставились подводными лодками и самолетами. Ни разу храбрые команды германских субмарин и кораблей, работавшие, можно сказать, в пасти льва, не были обнаружены британским сторожевым охранением или разведкой. Эти операции могут быть отнесены к самым смелым и успешным во Второй мировой войне. Они стали возможны благодаря строгому соблюдению военной тайны, высокому уровню навигационно-штурманской подготовки командиров и команд, а также тщательной и грамотной работе штабов, подготавливавших боевые приказы.

Кроме коммодора Бонте большая заслуга в осуществлении успешного минирования принадлежит и командирам флотилий: капитану 1-го ранга Бею и капитанам 2-го ранга Бергеру, Гартману и фон Пуфендорфу.

Долгое время для англичан оставалось неясным, каким образом германские мины оказываются у их берегов. На этих минах подорвались грузовые суда общим тоннажем 100 тысяч тонн, а также несколько мелких боевых кораблей. Даже когда после одного из первых минирований района Кромера германский эсминец «Эрих Гизе» торпедировал английский эсминец «Джарвис», который очутился в самом центре флотилии, англичане не предприняли ничего, сохраняя абсолютную уверенность, что торпеда выпущена подводной лодкой.

Эти операции стоили германской стороне двух легких попаданий британских торпед в легкие крейсера. Возвращаясь из района Ньюкасла 13 декабря, крейсеры «Нюрнберг» и «Лейпциг», ожидавшие в оговоренном месте подхода своих эсминцев, подверглись нападению английских подводных лодок и были повреждены торпедами, однако сумели благополучно вернуться в свой порт, где встали на ремонт.

В Англии первоначально никто не знал, как бороться с новыми германскими магнитными минами. Но после того, как англичанам удалось обнаружить две такие мины, сброшенные германским самолетом на отмель, они намного быстрее, чем предполагали германские специалисты, разработали эффективные меры противодействия — размагничивание корпусов судов и траление с помощью мощного силового поля. После этого германские конструкторы изготовили мины замедленного действия, которые взрывались по истечении определенного времени, и «отсчитывающие мины», которые взрывались только после прохождения над ними 3, 7 или более судов. Позже были разработаны акустические мины — также с взрывателями замедленного действия и «отсчитывающими», — которые обычно лежали на дне и взрывались от шума судовых машин и гребных винтов. В 1944 году была разработана гидростатическая мина, использовавшаяся на заключительном этапе войны, — эта мина исключала всякое траление! Комбинированное использование немцами мин различных типов осложняло борьбу с ними.

Действия германских подводных лодок

Главная тяжесть, но и наибольший успех в борьбе на морских коммуникациях Англии и Франции выпал на долю германских подводных лодок. Немцы вступили в войну, имея всего лишь 57 подводных лодок. Хотя со стапелей непрерывно спускали все новые лодки, численность подводного флота оставалась значительно меньшей, чем хотелось бы. Все же германским субмаринам удалось до конца 1939 года потопить немало судов противника, общий тоннаж которых составил 420 тысяч брутто-регистровых тонн (брт). Чтобы наглядно представить себе этот тоннаж, скажем, что обычный железнодорожный товарный вагон вмещает 15 тонн. Потребовалось бы 672 железнодорожных состава по 50 вагонов в каждом, чтобы перевезти 504 тысячи тонн груза, равных 420 тысячам брт.

Вскоре после начала военных действий немцы нанесли два мощных удара по боевым кораблям английского королевского флота. 17 сентября капитан-лейтенант Шугарт потопил в Северной Атлантике английский авианосец «Корейджес» водоизмещением 22 500 тонн, несмотря на то что «Корейджес» шел под усиленной охраной. Вместе с авианосцем погибло около 50 самолетов. Второй удар немцев пришелся в самое сердце английского флота — считавшуюся неприступной главную военно-морскую базу англичан Скапа-Флоу. 14 октября, вскоре после полуночи капитан-лейтенанту Прину удалось провести свою подводную лодку через узкий пролив Кёрк, перегороженный к тому же затопленными кораблями, на рейд Скапа-Флоу. Между затопленными кораблями оставалось так мало свободного пространства, что только такой опытный и обладающий хорошим глазомером командир подводной лодки сумел провести свой корабль среди корпусов погибших судов. Прин провел две торпедные атаки по двум стоявшим на якоре английским кораблям. Линкор «Ройал Оук» после сильного взрыва затонул вместе с 786 членами команды. Уничтоженный корабль имел водоизмещение почти 30 тысяч тонн и был вооружен восемью 380-мм и двенадцатью 150-мм орудиями. Достигнув такого выдающегося успеха в самой «пасти льва», Прин ушел в открытое море тем же путем, которым проник в гавань.

Кроме этого, в этот период подводными лодками было потоплено несколько английских эсминцев и 1 судно-ловушка для подводных лодок, получили повреждения 1 линкор и 2 крейсера англичан.

Вызвавшая большой общественный резонанс гибель английского пассажирского парохода «Атения» 5 сентября 1939 года в Северной Атлантике стала следствием ошибки командира германской подводной лодки, который решил, что перед ним вспомогательный английский крейсер. Об опубликованной на этот счет версии министерства пропаганды командование германских военно-морских сил ничего не знало вплоть до ее появления.

Германские «карманные линкоры» в Атлантике

До начала войны немцы предусмотрительно выслали два крупных корабля в среднюю и южную часть Атлантики: 21 августа в море вышел броненосец «Адмирал граф Шпее», а тремя днями позже — «Дойчланд». Им предстояло после начала войны вести войну против торгового судоходства, одновременно вынуждая противника распылять силы своего военного флота. «Дойчланд» в середине ноября вернулся на родину, после того как потопил 2 парохода противника и захватил третий в качестве приза.

«Адмирал граф Шпее» в отведенном ему районе успел потопить 9 пароходов общим тоннажом 50 тысяч брт, когда 13 декабря натолкнулся у устья Ла-Платы на группу британских крейсеров. Используя свои шесть 280-мм орудий, германский «карманный линкор» за короткое время нанес столь серьезные повреждения британскому тяжелому крейсеру «Эксетер», что тот был вынужден выйти из боя.

Сопровождавшие его легкие крейсеры «Аякс» и «Ахиллес» поддерживали огневой контакт с «Адмиралом графом Шпее», держась на значительном расстоянии. Во время боя с «Эксетером» германский «карманный линкор» получил повреждения, которые, по мнению его командира, капитана 1-го ранга Лангсдорфа, требовали ремонта в заводских условиях. И он принял решение зайти в Монтевидео (Уругвай). Правительство страны предоставило ему только трехдневный срок для ремонта, что было недостаточно для устранения повреждений. Кроме того, наблюдатели с рейда сообщили о появлении перед устьем Ла-Платы английского линкора и авианосца (впоследствии это сообщение не подтвердилось), что говорило о твердом намерении англичан потопить «карманный линкор» при попытке выйти в море. Поэтому Лангсдорф затопил свой корабль на реке, а команда была интернирована в Аргентине.

Командир не захотел жить после гибели своего корабля и застрелился.

Возникает вопрос, не было бы правильнее «Адмиралу графу Шпее» воздержаться от захода в порт и, воспользовавшись своей большой крейсерской скоростью, уже через несколько дней оторваться от преследовавших его легких крейсеров противника, у которых оставалось мало топлива, и найти убежище в одном из многочисленных проливов архипелага Огненная Земля? Наиболее необходимые ремонтные работы могли быть выполнены силами прекрасных мастерских на корабле. Пополнить запасы боеприпасов, горючего и продовольствия можно было с одного из современных кораблей снабжения, действиями которых умело руководило командование на берегу, после чего для броненосца снова открывался путь в Атлантику и на родину.

Действия германских броненосцев в Атлантике заставили англичан создать не менее девяти поисковых групп, предназначенных для поиска и уничтожения германских рейдеров. Это означало, что немцы достигли того, к чему стремились, — противник распылил свои силы на море.

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» у берегов Исландии

Чтобы уничтожить британские морские силы, охранявшие Фарерско-Исландский порог, а также продемонстрировать англичанам новый мощный прорыв германских военно-морских сил в Атлантику, 21 ноября 1939 года в этот район были отправлены оба линкора — «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Операцию возглавил вице-адмирал Маршалль. Кораблям удалось преодолеть большое расстояние и прибыть в намеченный район незамеченными британской воздушной разведкой. С раннего утра 23 ноября линкоры приступили к прочесыванию района, но только ближе к вечеру им встретился британский вспомогательный крейсер «Равалпинди». Несмотря на храброе сопротивление англичан, судно уже через несколько минут было охвачено огнем. С наступлением сумерек этот океанский лайнер водоизмещением 17 тысяч тонн, ранее курсировавший на пассажирской линии между Англией и Индией, был потоплен, а 26 уцелевших членов команды немцы подобрали. Через два часа германское командование расшифровало донесение англичан (посланное с тонущего «Равалпинди»), где сообщалось о двух германских броненосцах, следовавших курсом на юго-запад. Тем самым британскому адмиралтейству в Лондоне был дан сигнал к началу охоты за двумя рейдерами: уже ночью германский вице-адмирал узнал о содержании приказа английского командования — направить все имевшиеся в распоряжении силы британского «домашнего флота» (флота метрополии) в район между Фарерскими островами и Западной Норвегией. Также стало известно об отправке в этот район французских военных кораблей из Бреста, а также кораблей из Ла-Манша и Атлантики в район между Исландией и Фарерскими островами. Вице-адмирал Маршалль, опасаясь быть обнаруженным противником, тем более что на горизонте был замечен подозрительный силуэт, с наступлением темноты повел оба боевых корабля на север, чтобы оказаться вне зоны досягаемости британской береговой авиации. Положение германских кораблей оказалось весьма затруднительным, и только спустя 24 часа появился первый просвет: с находившегося южнее Гренландии германского метеорологического судна, замаскированного под рыболовное, было передано штормовое предупреждение. Германский вице-адмирал вызвал к себе метеоролога отряда и потребовал (отчего несчастного бросило в пот), чтобы тот указал точный час, когда область низкого давления достигнет норвежских берегов. Тем не менее метеоролог дал прогноз, и причем точный.

Читайте также:  Птицы побережий рек морей

Ранним утром 26 ноября германская эскадра, идя полным ходом и держа курс на юг, вошла в область низкого давления в районе Стадландет (Норвегия). В условиях сильного дождя и налетевшего с северо-запада шторма корабли шли на юг, практически не рискуя попасть в поле зрения английских поисковых групп. Британцы искали германские корабли весь день. После возвращения первым Железный крест получил метеоролог — командующий доверился его знаниям и опыту, поставил на карту все и не проиграл. Цель операции была достигнута: отныне английские североатлантические конвои стали ходить под охраной крупных военных кораблей, включая линкоры.

Удары с воздуха

Воздушные атаки английской авиации на германские военные корабли и военно-морские базы в первый военный год успеха не имели. Британские летчики действовали с достойной восхищения храбростью и боеготовностью, однако была очевидна нехватка точности попаданий, вызванная, по-видимому, отсутствием тренировок в бомбометании по точечной цели, которую представляет собой корабль. Так, например, при атаке 7 самолетов броненосца «Адмирал Шеер» 4 из них было сбито. Хотя самолеты выходили на цель на очень низкой высоте, «Адмирал Шеер» не получил ни одного прямого попадания.

1939 год подходил к концу, а обещанного окончания войны видно не было. На флоте посмеивались над многократно слышанным обещанием, что «к Рождеству все будут дома». Моряки лучше знали Англию и готовились к долгой и тяжелой борьбе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Война с Пугачевым — это последняя война с Ордой Дележ Московской Тартарии: Сибирь отходит Романовым, а половина Северо-Американского континента — соединенным штатам Возникновение Соединенных Штатов Америки в 1776 году

2. Война с Пугачевым — это последняя война с Ордой Дележ Московской Тартарии: Сибирь отходит Романовым, а половина Северо-Американского континента — соединенным штатам Возникновение Соединенных Штатов Америки в 1776 году 2.1. Дележ и его сокрытие от истории Московская

Боевые действия на море в 1939 году

Боевые действия на море в 1939 году Общая обстановкаОбстановка, сложившаяся для немецкого военно-морского флота к началу войны, не давала никаких оснований для радужных надежд. По общему водоизмещению немецкий флот уступал английскому примерно в 7 раз, французскому —

Боевые действия на море в 1943 году

Боевые действия на море в 1943 году Общая обстановкаВ конце декабря 1942 года немецкие корабли потерпели неудачу при попытке напасть на конвой, шедший в один из северных русских портов. Это привело к тому, что Гитлер отдал приказ о сдаче на слом всех крупных кораблей

Боевые действия на море в 1944 году

Боевые действия на море в 1944 году Германия слабеет, противник усиливаетсяПревосходство противника на море и в воздухе становилось все более и более очевидным. Итальянский военно-морской флот, за исключением нескольких кораблей, перешел на сторону противника; японцы

Боевые действия на море в 1945 году

Боевые действия на море в 1945 году Последние бои у берегов ЕвропыЕсли уже в 1944 году немногочисленные уцелевшие силы немецкого флота оказались не в состоянии справиться со всеми задачами войны на море, то в новом, 1945 году их роль свелась главным образом к прикрытию

Глава 8. Боевые действия на море в 1790 году

Глава 8. Боевые действия на море в 1790 году В конце апреля 1790 года, когда русская кронштадская эскадра еще готовилась к походу, шведский флот вышел из Карлскроны и 2 мая появился у Наргена. Эскадра Чичагова, ожидавшая неприятеля, стояла на Ревельском рейде, в направлении от

ВОЙНА НА МОРЕ

ВОЙНА НА МОРЕ Война 1914–1918 годов названа мировой не только потому, что в ней так или иначе участвовало 38 государств мира, в которых к тому времени проживало три четверти населения планеты, но и потому, что она велась в самых отделенных точках земного шара. Это стало

Глава 2. Война Гитлера в Европе, но почему с нами был заключен мирный договор в 1939 году?

Глава 2. Война Гитлера в Европе, но почему с нами был заключен мирный договор в 1939 году? Первым актом агрессии Гитлера стал ввод 7 марта 1936 года 30-тысячной немецкой армии в Рейнскую зону. Неожиданный выпад Германии, разорвавшей Версальский договор, поставил Францию перед

Военно-политическая обстановка в Европе к 1939 году

Военно-политическая обстановка в Европе к 1939 году В начале 1939 года события в Европе принимали опасный оборот. 15 марта войска Вермахта вошли в Чехию, которая была превращена в германский протекторат Моравии и Богемии. Венгрия получила от Чехословакии Подкарпатную Русь

Глава 27. Последствия введения нарезного оружия. Крымская война 1853–1856 годов. Война в Италии в 1859 году

Глава 27. Последствия введения нарезного оружия. Крымская война 1853–1856 годов. Война в Италии в 1859 году Принцип действия нарезного оружия, имеющего высокую точность попадания, был известен еще в XVII веке. Однако дульное заряжание, при котором пулю с силой вгоняют в ствол,

Война на море в 1940 году

Война на море в 1940 году Германский самолет топит германские эсминцыДля военно-морских сил начало второго года войны оказалось плохим — они понесли серьезные потери. 22 февраля 1940 года 4 эсминца, высланные для захвата английских рыболовных траулеров у банки Доггер, ночью

Война на море в 1941 году

Война на море в 1941 году Сравнительные данные о военно-морских силах воюющих стран при их вступлении в войну Италия СССР* Финляндия Греция Югославия Румыния Линкоры 6 3 — — — — Авианосцы — — — — — — Тяжелые крейсеры 8 4 2** 1 — — Легкие

Война на море в 1942 году

Война на море в 1942 году Прорыв германской эскадры через Ла-МаншУничтожение линкора «Бисмарк» и разгром системы снабжения рейдеров в Атлантике (осуществлявшийся через посылаемые сюда суда), так же как и вступление США в войну, означало, что времена, когда для борьбы с

Война на море в 1943 году

Война на море в 1943 году Размышления об общей обстановке на мореНа основании приказа Гитлера все тяжелые корабли германского флота должны были пойти на слом (после того, как в конце декабря 1942 года они потерпели неудачу при попытке атаковать один из арктических конвоев,

Война на море в 1944 году

Война на море в 1944 году Германия слабеет, ее противники становятся сильнееПревосходство противника на всех морях становилось все более заметным. Итальянский флот вплоть до самых мелких кораблей перешел к противнику (был осуществлен его раздел. Часть кораблей и

Война на море в 1945 году

Война на море в 1945 году Последние бои у берегов ЕвропыЕсли уже в 1944 году немногочисленные уцелевшие кригсмарине были поставлены перед неразрешимыми задачами, то в 1945 году германские ВМС могли лишь прикрывать побережье Германии в Северном и Балтийском морях, а также

Источник

Adblock
detector