Высота ахульго над уровнем моря
В Гунибском районе современного Дагестана, на высоте 1294 метров над уровнем моря расположено село Ахульго. Ежегодно в августе до 30000 горцев приезжают сюда для того, чтобы поклониться памяти о героическом прошлом своих предков. Эти места — свидетели драматичной истории, развернувшейся здесь более 160 лет назад, истории, которую дагестанцы и чеченцы помнят и чтут.
Старое село Ахульго и построенное вместо него в 1837 году новая крепость Ахульго расположились в местах дивной красоты — селения занимали два огромных утеса, разделенных ущельем Ашильта, и вместе составляли скалистый полуостров, омываемый с трех сторон Андийским Койсу (недалеко от слияния последнего с рекой Аварское Койсу), а с четвертой — соединяющийся узкими, скалистыми гребнями с более высокими горами.
Обрывистые берега Ашильты и Койсу были изрыты пещерами. Сообщение между Старым и Новым Ахульго поддерживалось по узкому мосту, перекинутому над пропастью 50-метровой глубины в том месте, где утесы сближались друг с другом. Но пройти по нему было нельзя, не испытав головокружения.
«Ахульго» с аварского языка переводится как «сборный пункт на случай тревоги» и, несмотря на то, что утес, на котором располагалось Ахульго, был почти неприступен, (наиболее покатый склон горы, имел крутизну 50 градусов и высоту более 100 метров) крепость была весьма сильно укреплена искусственными сооружениями. Два узких гребня, которыми оба Ахульго примыкали с юга к окрестным горам, перекрывались своего рода каменными фортами и глубокими рвами перед ними.
Ахульго стало ключевой базой имама Шамиля — легендарного предводителя горцев в Большой Кавказской войне 1817-1864 годов в Дагестане (имам Шамиль был лидером горцев в 1834-1859 годах). Защищали крепость 1750 кавказцев — мюридов имама Шамиля.
Российская армия безуспешно штурмовала Ахульго четыре раза. Пятый штурм достиг своей цели, но для этого к Ахульго, считавшемуся неприступной крепостью, пришлось подтянуть сильнейшее к в то время артиллерийское вооружение. За время 80-дневной осады отряд генерала Граббе, руководившего операцией, потерял убитыми, ранеными, пропавшими без вести 150 офицеров и 2919 нижних чинов.
Правда, самому Шамилю с ближайшими помощниками удалось прорваться сквозь кольцо окружения и добраться до Чечни. Император Николай I, внимательно вникавший в ход Большой Кавказской войны, на донесении генерал-адъютанта Граббе о падении Ахульго и бегстве Шамиля написал пророческую резолюцию: «Прекрасно, но жаль, что Шамиль ушел, и признаюсь, что опасаюсь новых его козней. ». Самодержец, как оказалось, был прав: не прошло и года, как самый опасный и непримиримый и влиятельный повстанец на Кавказе вновь собрал силы для борьбы.
Но то — дела давно минувших дней. Сегодня Ахульго – место паломничества кавказцев. Сюда приезжают из всех городов и районов Чечни и Дагестана, приезжает и стар и млад.
Автору этих строк посчастливилось принять участие в трехдневном походе по местам героических сражений Кавказкой освободительной войны вместе с группой ребят-школьников, организованном станцией юных туристов и краеведов г. Хасавюрт и руководством исторического музея средней школы №4.
Сегодня Кавказ не воюет с Россией, они единое целое. Но история Ахульго, также как героизм Имама Шамиля и его мюридов нужны исторической памяти народа, ведь отношение к истории своей родины, в умение дорожить памятью героев ценой жизни отстаивавших свободу и независимость Отчизны, есть показатель зрелости общества, цивилизованности народа. Трепетное отношение к родной земле и памяти предков признак огромной патриотической и нравственной силы.
Первым историческим местом, на котором побывали краеведы во время похода, стало место захоронения, в селение Буртунай, выходца из Шалинского района Чечни шейха Чупалава Али. В Гуммбетовском районе в с. Аргвани, туристы почтили память участников боев за село. Осмотрели оборонительный мост, построенный на штырях забитых в скалу. Спустились к притоку горной реки – Андийское Койсу (приток Сулака), где поныне действует мельница, построенная повстанцами для перемалывания фруктовых косточек и семян подсолнуха. Молотые семена основные компоненты традиционного дагестанского блюда — урбеч, и кукурузной муки.
Спуск по козьим тропам, привел нас к уникальным древним саклям горцев; с каменистой, плоской, односкатной крышей с небольшим уклоном, которые использовались для подсушивания кукурузы, льна, абрикосов и фруктовых косточек. Юные краеведы с большим интересом осмотрели скарасы (столбы вбитые в землю для привязывания коней, для подвешивания мяса и колбасы).Очень полезным в плане познания жизни и деятельности горцев оказалось для ребят знакомство с долгожительницей Сакинат Магашевой. Она поведала краеведам о том, как добывается соль из реки Андийское койсу, как и где собирается мята, выращиваются овощи и фрукты.
Ребята были поражены увидев уникальную обувь, приспособленную для передвижения по каменистым тропам. Она сделана из шкур крупнорогатых домашних животных, вместо портянок используется сухая трава. Эта обувь не скользит даже в дождливую погоду и сохраняет внутри прохладу в любую жару.
У водопада Ашильтинка, краеведы увидели камень, на котором имам Шамиль вел переговоры с генералом Пулло. С этого места группа по тернистым каменистым тропам поднялась к оборонительной крепости Ахульго. Прошли по туннелю в длиной в 12 метров, в высоту от 30-70 метров, связывающий- старое и новое Ахульго. Осмотрели; развалины мечети, в которой молились защитники крепости, фундамент бассейна для воды спасавший мужественных горцев во время длительных осад. В пещерах легендарной крепости следопыты осмотрели костные останки героических защитников и жилые помещения. Смогли увидеть сохранившиеся предметы быта и фрагменты снарядов.
С высоты птичьего полета путешественники наблюдали природный памятник — могилу на месте где сестра имама Шамиля со скалы бросилась в бушующую горную реку.
Краевед села Чирката показал туристам старое гумно, на котором при помощи волов мололи зерно и старинное зернохранилище, на подобие скворечника вырытое на скалах высотой четыре метра, место добывания серы для пороха и кремня для искры.
Показал место встречи шейха Абдулмуслима с жителями андийского округа. Туристы встретились с потомками выходцев из Аравийского полуострова провинции — Шам, ныне Сирия, услышали историю переселения арабов и укрепления их корней в Дагестане. Как узнали следопыты, у арабов был распространен обычай отдавать детей на воспитание в чужие семьи, для укрепления межнациональной дружбы, что и зарождению и дальнейшему распространению — аталычества.
Трехдневный поход по горному краю навсегда запомнится юным краеведам исследователям уникальной страны гор — Дагестана. Знания об отчизне полученные в естественных природных условиях, соприкосновение с историей и культурой самобытного края оставят неизгладимые впечатления в детских сердцах. Участники этого похода всегда найдут достойный ответ на вопрос «за что вы любите свою родину?» они знают: дагестанцам есть чем гордиться! Юные краеведы, искренне признательны всем, кто предоставил им прекрасную возможность пройти по тропам, стоптанным героическими предками.
Источник
Ахульго — это богатство и ценность духовного наследия нашего Дагестана
Ахульго — это богатство и ценность духовного наследия нашего Дагестана и Кавказа
Ахульго — это богатство и ценность духовного наследия нашего Дагестана, Кавказа и всего Исламского мира. Этот исторический факт закреплен под определенным именем, и определенным статусом и личностью, известным на весь мир. Этот факт был и остается фактом в истории, который основан на самом ценном. Эта история основана на идеологии Ислама, на идеологии строгого следования по правилам Корана и Сунны. Крепость данного факта истории стоит на фундаменте любви к Аллаху, любви к Пророку (мир ему и благословение), к умме Мухаммада (мир ему и благословение) к Родине и родным.
Всегда были и будут такие личности, с которых нужно брать пример, пытаться, хотя бы немного быть похожими на них. Для нас такой личностью, в первую очередь, является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). И при его жизни и после его смерти были и есть люди, которые распространяли Ислам точно, не отклоняясь ни на шаг, следуя Корану и сунне. Нам, Дагестанцам, тоже есть, кем гордиться. Во все времена и века славился наш горный, гордый и маленький край. Но самым значимым образом и личностью для нас является — Имам Дагестана и Чечни Шамиль, уроженец маленького аула Гимры, Унцукульского района. Став зрелым человеком, он смог объединить Дагестан и Чечню. Воевал 25 лет против царских колонизаторов. Он также создал свое государство Имамат, где правили точные и строгие законы Корана и Сунны. 1200 лет спустя после Пророка (мир ему и благословение) и Праведных халифов, Аллах дал нам в виде Имама баракат для Кавказа и Дагестана-шестого Халифа по высказываниям величайших Алимов Исламского мира.
Взятие Ахульго — одно из самых знаменитых событий во время Кавказской войны. Ахульго в переводе с аварского обозначает тревожная гора. Ахульго находится в кольце других гор. Андийское койсу образует полуостров, огибая с трёх сторон северную подошву Ахульго.
Этот полуостров в свою очередь разрезан на две части речкой Ашильта. В западной части полуострова располагается аул Старое Ахульго, а в восточной части Шамиль построил новое. Между ними в глубоком ущелье протекала речка Ашильта. В одном месте оба утеса близко сходятся друг с другом, и они соединены узким деревянным мостиком. Под ним пропасть глубиной в 40 метров. Над Ахульго возвышалась гора, на которой сподвижник Шамиля — мастер Сурхай построил несколько саклей, одна из которых возвысилась над другими и напоминала собою нечто вроде башни. Со временем её стали называть Сурхаевой башней. Любое движение противника здесь становилось заметным. На башне находилось около ста самых отчаянных Мюридов, под командованием Али бека Аварского. Подступив к Ахульго, Граббе полностью окружил его. На 9 июня русские войска овладели обоими берегами Койсу.
Осада началась 29 июня 1839 года. 4 июля Сурхаева башня пала. Это значительно ухудшило положение осажденных. Но воины Имама не сдавалась еще до 22 августа. Именно в этот день над обоими Ахульго развивались императорские знамена. 80-ти дневная эпопея Ахульго была окончена. Потерь с обеих сторон было многочисленно. Женщины с детьми бросались с камнями или кинжалами на штыки или в отчаянии кидались в пропасть, на верную смерть. Матери убивали своих детей, лишь бы они не попали в плен солдатам. Из Ахульго удалось вырваться примерно двум десяткам человек, во главе с Шамилем, который был ранен. При штурме погибла жена Шамиля и грудной сын, сестра его покончила собой, бросившись в ущелье.
Известие о падении Ахульго на какой- то период поколебало в горцах уверенность в победе Шамиля. Аул Ахульго был взят и разрушен. В последствии аул так и не был отстроен заново. Через несколько дней русская армия покинула Ахульго. Шамиль же продолжил сопротивление еще почти 20 лет. В день памяти этому дню и был посвящен Маджлис, который собрал столько людей, объединенных сердцами, полных любви к Имаму и всем тем, кто пал Шахидами на земле Ахульго. О внутреннем состоянии Имама и его мюридов никто никогда не познает, только разум может дать оценку, смерть жены, сына, сестры родной, и сотни достойных сыновей, которые достойно отдавая все, сохранили нам нашу веру.
Полное упование на Всевышнего указывает на их характер и на сопротивление, которое они оказали, будучи в полном осаде. О Аллах не лишай нас Уммы Мухаммада (мир ему и благословение). Всех тех, кому посчастливилось принять участие в этом, где приняли участие сотни и сотни тысяч людей на меджлисе, шафаат нашего праведного Имама и участников чистого и яркого газавата на земле Дагестана и Кавказа. И пусть смоет все грехи всех тех, кто принял участие на этом меджлисе. Амин!
Набиюла Магомедович
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Гора Ахульго
Тоннель под горой Ахульго АбуУбайда
Название Ахульго (АхІул гох) переводится с аварского как «Гора зова» или, если переводить на русский более поэтично, — «Набатная гора».
У любителей истории при ее упоминании возникнет в памяти военная операция по штурму Ахульго — суровое, кровопролитное сражение за ставку Шамиля в горных аулах. Знатоки искусства могут вспомнить не очень известную в наши дни, но любимую современниками картину «Штурм аула Ахульго» Франца Рубо.
Но в чем же «соль» этого места, почему сюда ежегодно приезжают тысячи мусульманских паломников?
Могучие горные скалы
С севера подошва горы омывается рекой Андийское Койсу, образуя эдакий полуостров, рассеченный надвое речкой. Старый и построенный Шамилем Новый аулы стояли на двух гигантских утесах, под которыми в глубоком ущелье течет речка Ашильта. В одном месте утесы сильно сближаются — там горцы подвесили небольшой бревенчатый мостик.
На скале Шулатлулго (что переводится с аварского как «Крепостная гора»), возвышающейся над основным горным массивом, есть плоская площадка около 100 кв. м. Там Сурхай, помощник Шамиля, построил несколько саклей (монументальные крестьянские дома из камня) — по сути, небольшой форт, да еще и на господствующей высоте.
История, пропитанная кровью
К 1839 г. Шамиля поддерживала большая часть чеченских и дагестанских горских общин — имам летом этого года использовал аулы на вершине Ахульго как свою ставку. Императору не нравилось усиление влияния мятежных горцев, так что атака позиций Шамиля была лишь вопросом времени.
Одолеть такие укрепления — очень заковыристая задача, но Отдельный Кавказский корпус под командованием генерал-лейтенанта Павла Граббе с ней справился.
После двух месяцев осады и тяжелейших боев, 22 августа 1839 г. крепость была взята — погибло около 1000 горцев (включая женщин и детей), а также примерно 600 русских солдат. Шамиля взять не удалось — он вместе с семьей смог уйти в горы и впоследствии принес еще немало хлопот Российской империи.
Зачем сюда приезжают?
Многие туристы отдают дань мужеству защитников Ахульго и храбрости русских войск, повязывая на ветки деревьев платки или любые другие куски ткани. У выхода из тоннеля под горой есть лестница, ведущая к ее вершине.
Ахульго также популярна для совершения зиярата (паломничества к священным местам). Здесь погибало множество горцев, борясь за свою свободу, поэтому многие жители Дагестана почитают это место. На территории горы построено несколько мечетей и кладбище, где похоронен первый имам Дагестана и Чечни — Гази-Магомед.
Практическая информация
Путь к Ахульго непростой во всех смыслах — это и петляющие дороги, и плохое качество дорожного покрытия.
Источник