Меню

Высота ботлиха над уровнем моря

Географические координаты Ботлиха, Республика Дагестан, Россия

Координаты Ботлиха в десятичных градусах

Координаты Ботлиха в градусах и десятичных минутах

UTM координаты Ботлиха

Географические системы координат

Всемирная система координат WGS 84 используется в спутниковой системе глобального позиционирования и навигации GPS.

Координаты (широта и долгота) определяют положение точки на поверхности Земли. Координаты являются угловыми величинами. Каноническая форма представления координат – градусы (°), минуты (′) и секунды (″). В системах GPS широко используется представление координат в градусах и десятичных минутах либо в десятичных градусах.

Широта принимает значения от −90° до 90°. 0° – широта экватора; −90° – широта Южного полюса; 90° – широта Северного полюса. Положительные значения соответствуют северной широте (точки севернее экватора, сокращённо с.ш. или N); отрицательные – южной широте (точки южнее экватора, сокращённо ю.ш. или S).

Долгота отсчитывается от нулевого меридиана (IERS Reference Meridian в системе WGS 84) и принимает значения от −180° до 180°. Положительные значения соответствуют восточной долготе (сокращённо в.д. или E); отрицательные – западной долготе (сокращённо з.д. или W).

UTM или универсальная поперечная проекция Меркатора делит поверхность Земли на 60 меридиональных зон. Координаты точки в пределах каждой зоны определяются как пара планарных координат, отсчитываемых относительно пересечения экватора и центрального меридиана зоны, и измеряются в метрах.

Высота над уровнем моря показывает высоту точки относительного условного уровня моря. Мы используем цифровую модель высот GTOPO30.

Источник

Село Ботлих

Село Ботлих

Площадь административного центра Ботлихского района занимает место в уютном ущелье Андийского Койсу на западе Дагестана. За пределами северной границы простилается территория Чеченской республики, южный рубеж Ботлих делит с Ахвахским районом, на востоке граничит с Хунзанским и Гумбетовским районами, на западе – с Цумадинским.

Топонимия

Существует как минимум три версии расшифровки названия поселения:

Военный привал – с аварского «бо» – «войско», «армия», «лъалхъ» – «остановка».

На гребне, на краю – в переводе с местного языка «байлъи» – «на краю». Согласно историческим фактам, первые постройки аула возводились на краю оврага, дабы препятствовать вражеским набегам.

Лестница, ступеньки – данное название появилось благодаря каратинцам, которые, поднимаясь в горное поселение со стороны андо-цезов, отметили, что их тропинка похожа на «болъо» – «ступеньки».

Инфраструктура

По площади и численности населения Ботлиху можно присвоить звание небольшого городка или поселка городского типа. Это один из крупнейших аулов Дагестана. В селе проживают около 12 тысяч жителей.

Ботлих разделен на три микрорайона:

Исторический центр. Именно здесь строились первые сооружения аула.

Административный центр. Застройка этой части села начиналась с 70-х годов ХХ века. Здесь сосредоточены основные административные здания, учебные заведения и разного рода предприятия.

Военный городок. Создан относительно не так давно (2005 – 2008 гг.). На его территории расположены гарнизоны 136-й Горной мотострелковой бригады.

Данное деление весьма условное, так как районы не являются отдельными частями аула, функционирующими сами по себе. Властями Ботлиха хорошо продумана транспортная система, благодаря которой обеспечивается тесная взаимосвязь между микрорайонами.

Ботлихцы могут похвастаться высокоразвитой инфраструктурой своего селения, которую составляют:

образовательные и дошкольные учреждения (два, детских сада, СПТУ № 19, три школы);

культурно-духовные учреждения (две мечети, четыре библиотеки);

медицинские учреждения (поликлиника, Центральная больница);

заводы, предприятия и обслуживающие учреждения (радиотехнический завод «Прогрес», асфальтный завод, консервный завод, два банка, воскресный рынок).

Экономика и хозяйственная деятельность

Горные массивы надежно укрывают земли Ботлиха от ненастной погоды и сильных порывов ветра. Мягкий умеренный климат дает возможность ботлихцам выращивать огромные сады, в которых особое место занимают такие деревья как: абрикосы, персики, груши, сливы, яблони.

Благодаря кустарному производству наплечных бурок, каждый ботлихец мог значительно улучшить материальное состояние своей семьи. Бурки были очень востребованы среди дагестанских горцев. Их использовали в качестве зимней одежды, также бурка была ритуальным атрибутом практически на всех важных праздниках и событиях.

Развитое транспортное сообщение с другими торговыми центрами Кавказа издавна позволяло быстро налаживать сбыт продукции собственного производства и, соответственно, поднимать экономический уровень селения.

Читайте также:  Карибское море полуостров юкатан

Источник

О Ботлихе

Административный центр и крупнейший населённый пункт Ботлихского района, расположенный в ущелье Андийского Койсу(составляющая Сулака). Дорога, проходящая через перевал Харами (2177 м), ведёт в Чечню(Ведено)., который расположен в Западном Дагестане. На севере Ботлихский район граничит с Чеченской республикой, на востоке — с Гумбетовским и Хунзахским районами, на юге — с Ахвахским районом, а на западе — с Цумадинским. По площади Ботлихский район занимает 696 км2, а население района около 40 тысяч жителей. Ботлих расположен на восточных склонах Андийского хребта, в 5-ти километрах от Андийского Койсу и на высоте 800 метров над уровнем моря.

Издавна, территорию от Каспийской низменности, на запад Предгорного и Нагорного Дагестана через гребень Кавказского хребта до Алазанской низменности Грузии, шириной 80 км и длиной более 200 км, населена аварская группа народностей. Южные скаты Андийского хребта и бассейн левого притока Андийского Койсу населяли ботлихцы. Западнее жили годоберинцы. По соседству с ботлихцами правобережье Андийского Койсу населяли каратинцы, багулалы, чамалалы и тиндинцы. Жители селения Ботлих — ботлихцы, относятся к народам аваро-андо-цезской группы (подгруппа андийских народов).

Что касается ботлихцев, то вот что можно найти о них в Советском энциклопедическом словаре: «Ботлихцы — малочисленная народность в Дагестанской АССР, близкая аварцам; язык ботлихский».

Надо отметить, что одной из особенностью ботлихцев является то, что у них есть свой язык для общения внутри данного этноса, хотя они также владеют и аварским языком, с помощью которого общаются со своими соседями.

Название главного селения ботлихской этнической группы (ботлихцев, миарсинцев, ашининцев и анховцев) «Ботлих» происходит, по одной из версий, от слов «бо» (аварское — «войско») и «лъалхъ» (аварское — «остановка», «привал»), что буквально означает «место привала войск». Это название объясняется тем, что в средние века на территории современного Ботлиха собирались отряды из Горного Дагестана, а также из других частей нашего края, для того чтобы совершить набег на Восточную Грузию. Это явление в грузинской исторической науке получило название «лекианобы». Таким образом, это название (т.е. термин «Ботлих» закрепилось за поселением ботлихцев.

Существует и другая версия о происхождении названия данного села. Согласно народной этимологии «Ботлих» происходит от слова местного языка «байлъи» («на краю») или («на гребне»). Действительно, первоначально аул был основан именно на краю оврага, наиболее выгодным для фортификаций местности. До сих пор сохранились оборонительные стены, которые также служили и стенами для жилищ, на берегу речки Гадаро, напротив горы Цагуна. Для тех, кто угрожал безопасности селения с юга и востока эти фортификации являлись сложным препятствием.

Есть еще и третья версия на счет происхождения топонима «Ботлих». На каратинском языке слово «болъо» означает ступеньки. Согласно их преданию в древности в Ботлих со стороны андо-цезов (исключая Анди) надо было подниматься как бы по ступенькам и так это название прикрепилось данному селению.

Все три версии имеют право на существование, так как они отражают географические и исторические особенности селения, хотя многие знатоки местной истории и ряд историков выделяют первую версию происхождения селения Ботлих как наиболее обоснованную.

Само селение Ботлих состоит как бы из трех частей:
1) Древней части села, вокруг которой образовалась основная масса последующих жилых застроек.

2) Новой части села — микрорайона, где сосредоточена большая половина государственный и общественных учреждений, предприятий и учебных заведений. Эта часть была построена в 70-х г. ХХ в. и находится в 1,5 км от центра села.

3) Военного городка, построенный в 2005-2008 гг. в 3 км. от села, где расположена 136 Горная (отдельная) мотострелковая бригада вооруженных сил РФ.

Все три части соединены транспортным сообщением, что обеспечивает постоянную и тесную взаимосвязь между самим Ботлихом и его составными частьями — микрорайоном и военный городком.

Ботлих является одним из крупных населенных пунктов Дагестана и самым большим селом в Западном Дагестане. Здесь функционируют 3 среднеобразовательные школы, СПТУ №19, заводы «Прогресс» (радиотехнический), асфальтный и консервный, Центральная больница, поликлиника, два банковских учреждения, еженедельный (воскресный) рынок для всех жителей Западного Дагестана, два детсада, четыре библиотеки, две мечети и ряд других учреждений, предприятий и заведений.

Читайте также:  Море шумело набегали грохочущие волны

В настоящее время очень трудно установить численность ботлихцев. По данным районного статистического управления в Ботлихе проживают около 11 тыс. жителей (2008 г.) и более 2 тыс. ч. в военном городке.

Результаты последней переписи не могут также дать точной численности данной этнической группы, поскольку в графе «национальность» ботлихцы, в основном, записывались как аварцы, хотя по многим параметрам они не относятся к аварцам.

Е.Шиллинг в свое время пытался установить число ботлихцев. По переписи 1926 года их было 3370 человек. По данным ЦСУ Госплана СССР на 1 августа 1946 года в Ботлихе число дворов составляло 704 с населением 1520 человек. Уменьшение числа ботлихцев за 20 лет Е.Шиллинг объясняет процессом ассимиляции с аварцами, а также событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В данном случае можно возразить мнению Е.Шиллинга в вопросе об ассимиляции ботлихцев аварцами. Здесь надо отметить тот факт, что на протяжении XX в. шел интенсивный процесс консолидации этнических групп Западного Дагестана, в том числе и ботлихцев с аварцами, но не ассимиляции. Живя в собственно ботлихской среде, они не теряли свой язык и свою культуру, наоборот, аварцы, живущие среди них, прекрасно владели местным языком, соблюдали обычаи и традиции туземного населения.

Так как село является единственной и эффективной гарантией сохранения собственного языка, культуры и быта, то ботлихцы сумели отстоять свою индивидуальность, хотя и являются полноценной и полноправной частью единого дагестанского народа.

По материалам Ботлихского сельского совета непосредственно ботлихцев в данном селении около 5,5 тысяч человек. Ботлихцы живут также в селении Миарсо, расположенном на расстоянии 4 км от Ботлиха. Проживающие здесь более тысячи человек по многим признакам схожи с основным ботлихским населением, хотя есть и некоторые различия в произношении тех или иных слов.

Ботлихцы называют миарсинцев «килухади» (от слова «килу» -«хутор»), т.е. хуторяне, что безусловно говорит об их происхождении. Согласно преданию селение Миарсо образовалось в результате заселения его территории выходцами из Ботлиха. Место, на котором сейчас расположено Миарсо, принадлежало ботлихцам и использовалось в качестве хутора, где, в основном, в зимний период содержали скот. По сообщению местных информаторов, название Миарсо происходит от аварского «мег1ер» (гора) и андийского «су» (нет), т.е. «место без горы». Миарсо образовалось позднее на месте этого хутора, приблизительно в XVII в.

Кроме Ботлиха и Миарсо, ботлихское население также проживает в хуторе Ашино, которое относится к Ботлихскому сельсовету. Этот хутор находится в 5-ти км от Ботлиха и в нем проживают около 300 человек.

Некоторая часть ботлихцев проживают также в городах Махачкала, Кизляр, Каспийск и др. Представители данной этнической группы расселились также и в других регионах и городах России и СНГ.

Тесное соседство с аварцами, каратинцами, андийцами, ахвахцами, годоберинцами, чеченцами и другими народностями укрепляло возникшие еще раньше хозяйственные и культурные связи с ними.

Смешанные браки ботлихцев с перечисленными народами еще в XIX -начале XX в. способствовали усвоению ими языковых и культурных традиций ближайших соседей. И поэтому, современный Ботлих отличается разнообразием состава населения. Кроме вышеуказанных народностей в селе проживают также представители других национальностей — русские, татары, кумыки, лезгины, а также потомки тех грузин, которые когда-то были доставлены в Ботлих в результате набегов в Восточную Грузию.

Так как Ботлих находится в котловане и окружен вокруг горными массивами, то это создает благоприятные природно-климатические условия для хозяйственной деятельности, основой которой стало садоводство, в основном, террасной формы. Ботлихцы выращивают такие плоды как: груши, яблоки, абрикосы, сливы, персики и все разных сортов.

Весь собранный урожай они вывозили в разные регионы Дагестана и Кавказа на продажу. Основная часть населения Ботлиха до недавнего времени жила за счет садоводства и полеводства. Сады и земельные участки, равномерно расположенные вокруг села, составляют 460 га по площади.

Читайте также:  День алисы у моря

Кроме садоводства большую роль в жизнедеятельности жителей Ботлиха играли также земледелие (преимущественно террасное) и скотоводство (в основном отгонное).

Развитию садоводства способствовали почвенно-климатические условия долины Андийского Койсу и Ботлихского котлована, где и расположен Ботлих.

Помимо полеводства, скотоводства и садоводства заметное место в экономической деятельности населения Ботлиха занимало кустарное производство. Особую роль в промыслах ботлихцев занимало производство наплечных бурок.

Следует отметить, что продажа бурок или их обмен на другие товары существенно облегчали проблему содержания семьи и поддержки уровня жизни для ботлихцев. Бурка имела огромное значение для горцев Дагестана. Она была надежной защитой от непогоды и холода, в ней хоронили людей, её дарили почётным гостям, в бурке воровали невест, а также её использовали в торжественных мероприятиях горцев.

Для того чтобы реализовать фрукты и предметы кустарного производства ботлихцы поддерживали тесную торговую связь с соседними селениями и округами Дагестана, Чечни и Грузии.

Издавна сам Ботлих являлся крупным торговым центром Западного Дагестана и был связан с другими торговыми центрами Дагестана. Через Ботлих шли основные торговые магистрали, которые связывали ботлихцев с основными торговыми точками Кавказа. Из Ботлиха шел торговый путь (Ботлих — Агвали — Цумада — Урух — Сагада — Хупро — Кодорский перевал-Телави-Тбилиси) связывающий Западный Дагестан с Грузией. Другая дорога шла через Агвали, Хуштада, Хвариш, Шаитль, Кидеро, перевал Ниникос Цхе, Лагодехи (Грузия).

Одна из дорог, следовавшая через Ботлих связывала жителей данного региона с плоскостной частью Дагестана: Ботлих-Тлох-Нижнее Инхо,Чир-ката, Гуна, Каранай, Темир-Хан-Шура. На север шел торговый путь в Чечню: Ботлих-Андийский перевал — Харачой — Ведено — Грозный. Из Ботлиха шла также торговая магистраль в Хунзах, Карата, Ахвах, где реализовывались продукты земледелия и скотоводства, а также садоводства и промыслов. Среди них важной была Хунзахская дорога, которая шла через Муни, Тлох, Харахи в Хунзах.

Таким образом, из Ботлиха как узлового центра по всем направлениям шли торговые пути, которые играли огромную роль в экономике ботлихцев.

Одним из важнейших элементов исторического развития Ботлиха была организация общинного самоуправления, включая сельский сход и сельский обычно-правовой суд. Надо отметить, что до сих пор сельский сход (т.е. джамаат) обладает некоторым влиянием в общественной и экономической деятельности жителей села. Также джамаат обладает значительным авторитетом в решении религиозных и сельскохозяйственных вопросов. В вопросах о разделе имущества, полученных по наследству, действуют, за редким исключением, нормы шариата, что повышает роль местного религиозного духовенства.

Селения Ботлих и Миарсо и хутор Ашино имели каждый свой отдельный сход. В отличие от отдельных сельских сходов собирались и джамааты всего ботлихского населения, объединяющие селения Ботлих, Миарсо и хутор Ашино. Если в первом случае сход служил только интересам отдельных сел (Ботлиха и Миарсо), то во втором случае он регулировал общественную жизнь группы сел (Ботлиха, Миарсо и хутора Ашино).

Большое влияние на джамаат имели духовные лица и это особенно выражалось в Ботлихе, так как это селение выступало как религиозный центр, где была богатая джума-мечеть, при которой существовала постоянно действующая примечетская духовная школа с 50 учениками и медресе. Кстати, в настоящее время в Ботлихе функционируют 2 мечети, где в примечетских медресе обучаются достаточное количество местных и приезжих учеников.

Для последних десятилетий характерны большие изменения, как в материальной, так и духовной культуре ботлихцев. Это вызвано дальнейшим сближением малочисленных народов, изменением их семейного строя и быта, межнациональными браками и семьями, изменениями в экономике и быту.

В целом, анализируя современное состояние селения Ботлих, с большой долей уверенности можно утверждать о том, что населению ботлихской этнической группы удаётся сохранить и освоить культурное наследие прошлого, а также творчески использовать рациональные и жизнеустойчивые традиции и обычаи в повседневной жизни.

Ботлих, как один из субъектов Дагестана, активно участвует во всех процессах, явлениях и событиях, которые касаются дальнейшего развития нашего многонационального края и живёт теми же проблемами, что и вся республика.

Источник

Adblock
detector