- Перевал Чике-Таман
- Перевал Чике-Таман, Горный Алтай. Описание и история
- Что увидите на перевале Чике-Таман
- Из истории
- Что вы найдете там, за перевалом
- Перевал Чике-Таман
- Статьи про Алтай
- Перевал Чике-Таман
- История строительства
- Где находится и как проехать
- Туризм и достопримечательности
- Инфраструктура
- Перевал Чике-Таман
- История
- Флора и фауна
- Достопримечательности рядом
- Инфраструктура
- Как добраться
Перевал Чике-Таман
Высота над уровнем м: 1295 м
667 км Чуйского тракта
Административный район: Онгудайский
Туристический район: Средняя Катунь
Перевал Чике-Таман : Фотографии
3D : Перевал Чике-Таман (2012)
3D : Перевал Чике-Таман (2015)
Перевал Чике-Таман на карте Алтая
Чике-Таман переводится как «Плоская (прямая) подошва», относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения. Перевал расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, и соединяет долины рек М. и Б. Ильгумень. Перевал находится в 320 км от г. Бийска и начинается с 655 км Чуйского тракта. Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный, чем спуск. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря), здесь же расположены палатки с сувенирами, жарится шашлык, продается снедь. На перевале есть связь (Билайн и МТС).
Высота перевала 1295 м над уровнем моря (для сравнения, высота Семинского перевала 1718 м), но Чике-Таман воспринимается туристами как более высокий из-за своей крутизны и опасных склонов. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными извивами и поворотами. Путь проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между огромными, уходящими вертикально ввысь скалами, с одной стороны, и глубокими обрывами с другой. Водитель до самой смотровой площадки находится в напряжении, так как повороты очень часты; пассажиры не отрывают глаз от захватывающих видов, открывающихся с каждым зигзагом, испытывая сложную смесь восторга и первобытного страха (в разной пропорции в зависимости от искушенности путешественника).
Острых ощущений добавляет вероятность камнепадов, которые здесь не редкость. И только качество дорожного покрытия предмет неустанной заботы дорожных служб, а также мобильность этих служб, и наличие бетонных ограждений могут успокоить особо нервных. Дорога очень широкая, асфальтированная, движение двухполосное, подниматься по ней легко и в зимнее время. Разметка дороги хорошо видна даже ночью. К слову, так было не всегда.
До 1984 года движение происходило по старой дороге, имеющей 24 крутых поворота. Тракт был проложен в 1903 по проекту В. Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река», и неоднократно перестраивался и расширялся в 1924-1927 гг, 1929-1930 гг силами заключенных отделения Сиблага НКВД и местных жителей. Это была узкая трасса с щебеночным покрытием, с однополосным движением: водителям то и дело приходилось отыскивать ближайший «карман» при приближении встречного транспорта. Дорога эта существует и теперь, она хорошо видна со смотровой площадки (на вершине перевала она соединяется с новой дорогой), но постепенно разрушается, и зарастает деревьями и прочей флорой.
Растительный мир Чике-Тамана представлен лиственничными лесами, с незначительной примесью берез и кедров, мхами и папоротниками, на склонах растет маральник, жимолость, осыпи постепенно покрываются Иван-чаем и чистотелом. В каменных россыпях водятся мелкие млекопитающие полевки и пищухи, у подошвы перевала встречается длиннохвостый суслик. Над перевалом нередко кружат коршуны и пустельга, встречается каменный дрозд. Из пресмыкающихся представлены щитомордник, гадюка, ящерицы.
Опытные путешественники ценители природы Горного Алтая считают, что только после Семинского перевала начинаются «настоящие» горы. Но еще более продвинутые туристы, презирающие отдых в благоустроенных базах с их барами, дискотеками и организованными экскурсиями, те, кто привык сам прокладывать себе маршруты, скажут вам, что горы существуют только за Чике-Таманом, и в чем-то они будут правы. Действительно, за этим перевалом населенных пунктов и туристических комплексов становится значительно меньше, и уже ничто не отвлекает путников от созерцания живописных долин и скал самых разнообразных форм и оттенков, которые будто сходятся ближе к дороге.
Перевал Чике-Таман : Активные туры с посещением объекта:
- Авто/мото
Экскурсионный автотур по красивым местам Горного Алтая (7 дней, 38500 р., 4-8 чел.)
Пешеходные
К Южно-Чуйским великанам (10 дней, 31000 р., 1-8 чел.)
Туры выходного дня
Экскурсия на Актру (3 дня, 9000 р., 1-12 чел.)
Фототуры
Фототур «Орнитолог» (6 дней, 35000 р., 6-20 чел.)
Источник
Перевал Чике-Таман, Горный Алтай. Описание и история
Чике-Таман — горный перевал на 655-666 км Чуйского тракте. Название переводится как «Плоская подошва». Является памятником природы республиканского значения и относится к особо охраняемым природным объектам. Перевал расположен между селами Хабаровка и Купчегень, в Онгудайском районе Республики Алтай. Автодорога через перевал соединяет долины рек Малый и Большой Ильгумень. Расстояние до г. Бийска — 320 м.
GPS-координаты: 50.645927, 86.311703
Что увидите на перевале Чике-Таман
Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный — 7 км, чем спуск — 4 км. На вершине перевала оборудована парковка и смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря). Здесь же расположена довольно длинная улицы с палатками, где продают сувениры, травы, мед, шерстяные изделия из Монголии и прочие товары для туристов. Также имеется кафе. На перевале ловится Билайн и МТС.
Через перевал теперь идет прекрасная асфальтированная дорога, которая в некоторых местах буквально вырублена в скалах. Горный серпантин тем не менее имеет многочисленные, хотя и не очень резкие, повороты, что требует от водителей особо внимания. Кроме того, здесь случаются камнепады.
В сравнении с Семинским перевалом, находящимся на 80 км ранее (со стороны Бийска), перевал Чике-Таман заметно ниже — 1295 метров против 1718 метров на Семинском. Но на Чике-Тамане склоны в районе смотровой площадки почти отвесные, что создает иллюзию того, что Чике-Таман более высокий и сложный. Огромные скалы с одной стороны и пропасти с другой производят мощное впечатление!
На смотровой площадке есть памятник строителям автодороги через перевал.
Однако, не все знают, что если пройти по автодороге вперед от смотровой площадки (в сторону Монголии) метров 150, обнаружите несколько перевязанных ленточками березок. Организованной смотровой площадки как таковой тут нет, но вид на другую сторону перевала не менее шикарный и другой.
Не надо вязать новые ленточки на березки! Посмотрите как страшно выглядят выцвевшие «марли» (иначе не назовешь) на деревьях. Люди вяжут ленты и загадывают желания, но не понимаю что в традиции алтайцев не входит «удушение» деревьев веревками и лоскутами. Узнайте у местных, как это делать правильно.
Из истории
Чуйский тракт не раз менял свою конфигурацию на отдельных участках. К примеру, существующая сегодня дорога через перевал Чике-Таман яркое тому подтверждение. Подъезжая к перевалу и также в его вершины можно заметить ставшие почти тропинками участки старой дороги.
Участок старой дороги
Новая дорога бесспорно гораздо удобнее, шире и безопаснее.
Некоторые источники свидетельствуют о том, что дорога здесь существовала с незапамятных времен. Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман открылся участок еще более древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу. Местные жители до сих пор показывают еле видные следы древней дороги.
И в стародавние времена люди ломали скалы, чтобы проложить себе путь. Ту дорогу высекли в скале и шла зигзагами на подъем. Дорога была весьма грамотно организована — с некрутыми поворотами и пологими подъемами. Впоследствии дорогу завалило камнями и она заросла деревьями. Но местное население, кто еще что—то помнит, считает её китайской дорогой (время строительства относят к Х-ХII вв).
Дорога через перевал неоднократно реконструировалась и расширялась. Был период работ в 1903 году. В период с 1924 по 1930 годы для очередного расширения пути между скал привлекли большое количество заключенных отделения Сиблага НКВД. В то время дорога была очень узкой, еще покрытой щебнем.
Новую трассу автодороги ввели в строй в 1984 году. Эта была самая масштабная из всех реконструкция дороги. Теперь автомашины могут свободно в любое время года пересекать перевал. Однако стоит помнить, что гололед и камнепад конечно могут внести свои коррективы.
Что вы найдете там, за перевалом
Многие туристы не заезжают далее перевала Чике-Таман. Здесь нет высококлассных баз, все довольно по простому. Сюда едут за созерцанием природы в ее первозданном виде. После перевала начинается живописная Уймонская долина, которая тянется меж гор около 35 километров. Дальше расположено еще одно знаковое место — слияние рек Катунь и Кокса («стрелка»), Марсовы поля, Кучерлинское, Аккемское и Мультинские озера, гора Белуха, музей Рериха в селе Усть-Кокса. А там уже и Монголия…..
Источник
Перевал Чике-Таман
Статьи про Алтай
Алтайские озера
Алтайские реки
Водопады
Горы Алтая
Дороги и перевалы
Достопримечательности
История и археология
Ледники Алтая
Пещеры
Степи и плоскогорья
Перевал Чике-Таман
Перевал Чике-Таман расположен на 659 километре Чуйского тракта. Красивые виды, хорошая асфальтированная дорога и оборудованная смотровая площадка привлекают сюда ежегодно множество туристов.
В переводе с местного языка название перевала означает «Плоская подошва». И действительно, гора, которую огибает дорога, напоминает по очертаниям отпечаток человеческой ноги.
Высота перевала 1295 метров (в некоторых источниках 1460 м), а длина дорожного полотна — 8 километров. С 1996 года объект относится к памятникам природы регионального значения.
История строительства
Перевал до 1903 года был опасной переправой над пропастью. Лошадь с телегой проходила по ней с трудом, рискуя сорваться с горы при одном неверном движении. Всего здесь было 34 поворота, каждый из которых славился крутизной. Сегодня можно увидеть старую дорогу со смотровой площадки.
К 1927 году было завершено строительство новой трассы, по ней уже могли ездить автомобили. Однако, до конца прошлого века движение по перевалу было однополосным, с карманами для разъезда встречных автомобилей. Только в 1984 году дорога приобрела современный вид с двумя полосами движения.
Где находится и как проехать
Местонахождение объекта — Онгудайский район, дорога между селами Хабаровка и Купчегень. Расстояние от Бийска — 320 километров, от Горно-Алтайска — 230 километров.
Чтобы добраться до перевала Чике-Таман, нужно ехать по Чуйскому тракту через села Манжерок, Усть-Муны, Барангол, Усть-Сема, Камлак, Черга, Шебалино и Онгудай.
Туризм и достопримечательности
Со смотровой площадки перевала открываются великолепные виды на Теректинский хребет, скалы, обрывы и лиственничный лес. На северном склоне горы весной цветет маральник, а на южном — алтайские тюльпаны.
Основные достопримечательности в районе Чике-Таман находятся уже после перевала. Среди них нужно отметить археологические объекты — Яломанское городище и урочище Кур-Кечу. Здесь можно увидеть древние курганы и наскальные рисунки. А в Кур-Кечу еще и хорошо сохранившихся каменных воинов.
На 687 километре Чуйского тракта находятся знаменитые отвесные Песчаные скалы, которые выглядят, как декорации к вестерну. А еще через 3 километра — впечатляющие Катунские террасы, отдельные из которых достигают 200 метров в высоту.
Водники знают район перевала по катунскому порогу Ильгумень, имеющему 4 категорию сложности.
Инфраструктура
На перевале Чике-Таман есть кафе и магазины, где можно купить мед, целебные травы, изделия из шерсти и алтайские сувениры. Сотовая связь присутствует.
Вблизи перевала расположено несколько туркомплексов, турбаз, усадеб и кемпингов, где можно остановиться на ночлег. Последняя АЗС перед Чике-Таманом находится в селе Улита, газовая заправка — в селе Хабаровка.
В селе Онгудай, можно закупить необходимую провизию. Также в селе есть аптека, больница, почта, кафе, гостевые дома и шиномонтажная мастерская. Население села 5500 человек.
После Чике-Тамана вдоль дороги встречается значительно меньше турбаз, магазинов и сел. Можно сказать, что перевал является границей между районами с развитым туризмом и более самобытным Алтаем. Многие туристы считают, что только здесь начинаются настоящие горы.
Источник
Перевал Чике-Таман
Горный перевал Чике-Таман, один из самых «серпантинных» и живописных перевалов Горного Алтая, находится в Республике Алтай, в районе 659 километра Чуйского тракта.
Чуйский тракт — основная дорога Горного Алтая — представляет собой федеральную трассу Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — Монголия, проходя таким образом через весь Алтай — от предгорий до границы с Монголией. В сети автомобильных дорог Республики Алтай Чуйский тракт официально имеет номер Р256 (М-52). Но именно Чуйским трактом чаще называют участок дороги от Бийска до Ташанты, протяженностью около 600 км.
По версии журнала National Geographiс Чуйский тракт занимает пятое место из десяти среди самых красивых дорог мира. Это единственная дорога России, которая представлена в этом авторитетном международном рейтинге.
Перевал Чике-Таман расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, которые находятся в его противоположных концах. Чике-Таман выступает водоразделом между реками Большой и Малый Ильгумень. Горный серпантин Чуйского тракта в этом месте проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между высокими отвесными скалами, с одной стороны, и резкими обрывами с другой.
Подъем на перевал начинается в 15 километрах от районного села Онгудай на 655 км Чуйского тракта. Протяженность перевала составляет 11 км, 4 км из них — это подъем и 7 км — спуск. Набор высоты очень резкий. дорога стремительно превращается в серпантин, лихо закручиваясь наверх, а затем стремительно раскручиваясь вниз.
Для алтайского ландшафта эту отметку нельзя назвать очень высокой. Например, высота соседнего с Чике-Таманом перевала — Семинского составляет 1717 метров. Тем не менее, Чике-Таман воспринимается путешественниками как значительно более крутой и экстремальный.
Дорога проходит в узком гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными крутыми поворотами и отвесными склонами. Стоит отметить, что асфальтовое покрытие на протяжении всей трассы отличного качества, что, несомненно, значительно облегчает прохождение перевала.
На вершине перевала оборудована смотровая площадка, с которой открываются головокружительные, в прямом смысле слова, виды.
16 февраля 1996 года, согласно специальному постановлению Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, горный перевал Чике-Таман получил официальный статус памятника природы республиканского значения.
История
С южноалтайского «Чике — Таман» переводится как «Прямая подошва», такое название перевал получил из-за своей крутизны: человек, идущий по нему вверх, мог видеть стопы того, кто поднимался перед ним. Старая тропа. бывшая дорогой на месте Чике — тамана насчитывала более 100 поворотов, в то время как новая современная трасса имеет «всего лишь» 37.
В конце XIX века дороги через перевал еще не существовало, но была крутая и опасная конная тропа, по которой могли проехать и с телегами. Сейчас этот заросший путь едва узнаваем.
Дорога через перевал Чике-Таман построена в 1903 году, реконструирована и открыта для автотранспорта в 1924–1925 годах, но вскоре курс дороги снова пришлось изменить. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по той, которая проходила по самому низкому месту.
1 января 1935 года были построены все основные участки трассы Чуйского тракта, но перевал Чике-Таман на своем современном месте, ввиду чрезвычайной сложности и трудоемкости работ, включающих в себя перемещение сотни тысяч тонн грунта и необходимости проведения работ по взрыву и расчистке горных пород, стал ее частью только 1984 году.
Флора и фауна
Растительный мир Чике-Тамана — в основном это лиственные леса, с присутствием ив, берез, кедров, преобладанием мхов, папоротника, иван-чая, чистотела. Эндемиками здешних лесов являются рододендрон Ледебура, эдельвейс и алтайская жимолость.
Именно в районе перевала Чике-Таман весной можно полюбоваться цветением знаменитого алтайского маральника. Весной все северные склоны покрываются нежным розовым цветом маральника, в то же время на южных склонах распускаются алтайские тюльпаны ярко-желтого оттенка — невероятно живописное зрелище.
Фауна представлена степными и лесными обитателями. здесь можно встретить суслика, полевку, пищуху. Птиц в этих местах обитает достаточно много, особенно хищных: коршун, пустельга, канюк. Из пресмыкающихся представлены щитомордник, гадюка, ящерицы.
Достопримечательности рядом
Дорога, проходящая серпантином через скалы выходит на вершину перевала — смотровую площадку, с которой открывается практически круговая панорама. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 метров над уровнем моря), Наверху есть возможность прогуляться по сохранившемуся фрагменту старого Чуйского тракта и разглядеть внизу зигзаги и повороты старой дороги.
Местной достопримечательностью также является крест, установленный когда-то на самой вершине перевала проезжавшим священником.
Напротив него, по другую сторону дороги, стоит лиственница, на ветках которой развеваются белые ленты — это распространенное повсеместно на Алтае шаман-дерево. Путники на протяжении веков имеют традицию повязывать ленты, оставлять подношения, монеты или конфеты в качестве знака благодарности дорожным духам.
В 2017 году на перевале Чике-Таман был установлен памятник строителям Чуйского тракта. Открытие памятника трудовому подвигу было приурочено к важной для дорожников Алтая дате — 95-летию придания Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения. Фигура работы скульптора Алексея Агриколянского выполнена из чугуна и изображает дорожника — строителя Чуйского тракта, его одежда и рабочие аксессуары соответствуют послевоенному времени. Высота скульптуры составляет 2,3 м.
В 12 километрах от перевала Чике-Таман там, где река Большой Ильгумень впадает в реку Катунь, раскинулось урочище Кур-Кечу. В этом историческом природном заповеднике сохранились каменные валуны, древнейшие курганы, рисунки на скалах, каменные воины, менгиры.
Инфраструктура
Чике-таман является крайне популярной точкой на карте Чуйского тракта. Редкий путешественник, забравшись на этот красивейший перевал. не остановится на его вершине.
На перевале оборудованы столовые и кафе, особой популярностью у туристов пользуются пирожки, шашлык, алтайский травяной чай. В многочисленных сувенирных павильонах есть возможность приобрести традиционные алтайские и монгольские сувениры, изделия из шерсти верблюда и яка, кашемира, деревянные изделия, всевозможные сорта меда, сибирские целебные травы.
Связь сотовых операторов на перевале достаточно уверенная, чего нельзя сказать об участках Чуйского тракта, которые находятся дальше по направлению к монгольской границе.
Бывалые алтайские путешественники утверждают, что Горный Алтай начинается за Семинским перевалом. Но самые отчаянные любители и ценители природы Алтая возразят им: кто не был за Чике-Таманом, тот не видел настоящего Горного Алтая. С этим трудно не согласиться, потому как истинно природный дикий отдых вдали от благ цивилизации. настраивающий на особый лад, погружающий в мир шаманов, позволяющий «перезагрузиться» и слиться с природой, откроется вам только если вы осмелитесь отправиться дальше.
Но стоит также помнить, что инфраструктура за перевалом оставляет желать лучшего. С набором километров по Чуйскому тракту найти заправку или кафе становится все сложнее. Вскоре пункты общественного питания и вовсе пропадают, поэтому стоит обращать внимание на продовольственные магазины, которых также будет не так много. Поесть возможно будет в столовой, либо в кафе, относящихся к турбазам. но если вы голодны и видите магазин с продовольствием — не стоит им пренебрегать, так как следующий похожий пункт, возможно, возникнет не раньше, чем через 50 км.
Как добраться
Расстояние от Горно-Алтайска — около 230 км, от Бийска — примерно 320 км, от Барнаула — почти 450 км.
Доехать до перевала Чике-Таман возможно только на автомобиле, своем либо арендованном (такая возможность имеется в Барнауле и Горно-Алтайске), либо, например, автостопом — такой вид передвижения развит в этих районах.
Так как общественный транспорт не ездит в эти края, чтобы осмотреть все красоты и потаенные уголки Алтая — это бесспорно стоит того! — одним из лучших вариантов может стать поездка в составе организованной тургруппы. В таком случае вам не придется строить самостоятельно весьма непростой маршрут и продумывать мельчайшие бытовые детали в условиях ограниченной инфраструктуры.
Панорама перевала Чике-Таман
Источник