Высота волны каспийского моря

Каспийское море

Волнение

Волны на Каспии достигают больших размеров и почти не уступают черноморским, только несколько короче и поэтому круче.

Такие короткие и крутые волны опасны для маломерных судов, которых на Каспийском море большинство. На крупных судах в северной части моря плавать нельзя из-за мелководья, в то же время именно через эту часть и осуществляется основная масса морских перевозок.

При южном ветре — моряне — волна получает наибольшее развитие. Вступая на мелководье с просторов Южного и Среднего Каспия, волны укорачиваются и становятся круче. Беда, если штормовой ветер переменит направление на обратное. Северный ветер создаст тогда свою систему волн, бегущих навстречу волнам,— моряны. Тут-то и возникает опасная nолчея, погубившая немало рыбацких парусных посудин.

От свирепых ветров страдают не только парусные реюшки рыбаков, но и крупные современные суда, снабженные механическими двигателями. Так что Каспий не балует мореплавателей.

Сильное волнение ярко описано в следующем отрывке: «А перед вечером, вместо моряны с зюд-остовыми волнами, снова задул навстречу им норд-вест, гнавший с севера несметные полчища собственных волн. И теперь волны били с двух противоположных сторон, лоб в лоб, сталкивались со всего разбега, останавливались, обнимались в обхват и вступали в яростную борьбу, вздымая при этом к небу белые пенистые хоботы. На чью сторону клонилась победа, на сторону ли зюд-оста или норд-веста, в начавшемся в море хаосе трудно было определить.

Читайте также:  Исла де муэрто пираты карибского моря

Побеждали где зюд-остовые волны, где норд-вестовые. И на очищенном для себя просторе волны-победительницы, распуская длинные, гладкие хвосты, с непринужденным видом хозяев, катились и катились, куда хотели. И в крепнувшем ветре эти отдельные волны-великаны, «девятые валы» долго еще не имели ни общего определенного направления, ни стройных параллельных рядов, а продолжали расползаться по всему морю в беспорядке, одиночками, словно выпущенные на свободу чудовищные змеи, драконы с высоко задранными над водой белыми головами, как бы высматривая, на кого бы еще обрушиться, кого бы еще сожрать» (Н. Никандров. Море. М. 1952 г).

При южных штормовых ветрах наиболее высокие волны возникают в пограничной полосе между Северным и Средним Каспием с глубинами 10—25 метров. Далее к северу волна распространяется в области, где глубины уменьшаются. На пути сила волны постепенно ослабевает в связи с трением о дно, а следовательно, уменьшается и высота волны.

Об этом можно судить по таблице размеров волн, которую мы здесь приводим. Рассматривая эту таблицу, следует иметь в виду, что пловучий маяк «Жемчужный» стоит на большем расстоянии от Астрахани и на больших глубинах, чем Двенадцатифутовый рейд.

Данные о волнах Каспийского моря

Наибольшая длина волн, в м.

Наибольшая высота волн, в м.

Наибольшая скорость распространения, в м/с

Наибольший период волн, в сек

В открытом море между Баку и Красноводском бывают волны длиной до 80 м и высотой до четырех-шести метров.

Многие берега Каспия отмелы, и суда с морской осадкой не могут подойти к берегу, чтобы укрыться от шторма за каким-либо мысом или косой. На многих участках совсем нет таких укрытий. Судно, следующее, например, от Апшеронского полуострова до острова Чечень, с левого борта имеет почти ровную береговую, линию, лишенную бухт.

Норды и особенно зюд-осты, разводя крупную волну, находят здесь полный простор. Мешает судоходству обилие подводных и надводных камней, или рифов, а также и то, что грунт во многих местах плохо держит якоря. Старая поговорка каспийских моряков гласит «Сулак берег — не ходи, Чечень — якорь не клади».

В лоции 1884 г., о воздействии ветров на этот участок побережья, говорится следующее:

«NW не так опасны, как упорные SO. Они хотя и не имеют силы NW ветров, но при огромном волнении со всего моря и отражении его от берегов, производят ту неправильную морскую толчею, которая не только затрудняет плавание, но подвергает многие суда опасности, тем более, что от этих ветров негде и укрыться на пространстве от Чечня до Апшерона».

Это, конечно, правильно, ибо какой бы силы ни были северо-западные ветры, они не смогут развить крупной волны, особенно в прибрежной полосе, так как дуют с берега. Юго-восточный ветер гонит волну к дагестанскому берегу несколько сот километров, и она приходит сюда вполне развитой, обладая большой разрушительной силой.

На этом участке побережья разбился 11 сентября 1857 г. корабль знаменитой гидрографической экспедиции капитана Н. А. Ивашинцева и погибли все научные материалы первого года работы экспедиции. В отчете о кораблекрушении говорилось, что через 10 минут после первого удара о береговые скалы парохода уже не было.

Особенно много неудобства доставляют отмелые берега в Северном Каспии. Между Астраханью и Гурьевом дно моря имеет настолько малый уклон, что даже в 60 км от берега легко достать дно деревянным шестом. Неудивительно, что на этом пути для морских судов нет ни одного порта, ни одного убежища.

Далеко от берегов в море протянулись заросли тростника и камыша с черными тугими верхушками.

Крупнейший на Каспии по грузообороту порт Астрахань больше всего страдает от мелководья. Глубоко сидящие морские суда с грузом для Астрахани не идут дальше так называемого Двенадцатифутового рейда, где глубина не больше 3,5 метра.

Суда с меньшей осадкой подходят ближе к берегу, пользуясь искусственным Волго-Каспийским каналом, который ежегодно приходится углублять.

Источник

Прогноз шторма и волнения моря в Каспийске

В данном разделе приведены данные состояния моря на сегодня и ближайшие дни. В таблице указана высота волн в метрах, направление волн и оценка шторма в баллах по девятибальной шкале. Данная информация предназначена для купальщиков, серфингистов и отдыхающих и не может быть использована для навигации.

Прогноз состояния моря в Каспийске на несколько дней

Сегодня высота волн в Каспийске не превышает 1 метра и это подходит для безопасного купания. В ближайшие дни море будет оставаться спокойным. В таблице ниже представлена детальная информация о состоянии моря на ближайшие 10 дней по времени суток. Приведена высота волн в метрах, направление движения волн и оценка волнения моря по девятибальной шкале (WMO Sea State Code)

Пункт наблюдения
0-3 ч 3-6 ч 6-9 ч 9-12 ч 12-15 ч 15-18 ч 18-21 ч 21-24 ч
0.55 м 0.46 м 0.35 м 0.3 м 0.27 м 0.24 м 0.21 м 0.19 м
С С С ЮВ ЮВ ЮВ ЮВ ЮВ
3 2 2 2 2 2 2 2

Время и даты прогноза высоты волн и волнения моря в таблице и на графике в формате GMT +0. Вы можете выбрать любую другую временную зону для себя:

На первом графике указана высота и направление волн в Каспийске на ближайшие несколько дней. На втором показана скорость и направление ветра

Прогноз шторма и волнения моря в Каспийске

Прогноз ветра в Каспийске

Состояние моря

0 — Штиль — Поверхность моря спокойная, зеркально неподвижная
1 — Мелкая рябь — На море небольшая рябь, пены на гребнях волн пока нет. Высота волн от 0 до 10 см
2 — Небольшие волны — Поверхность моря еще гладкая, но начинают формироваться небольшие волны без пены. Высота волн от 10 см до полуметра
3 — Слабые волны — Короткие волны. На гребнях волн появляются небольшие барашки. Высота волн от 0,5 до 1,25 метра
4 — Умеренные волны — Волны становятся длинее, по всей поверхности видны барашки. Высота волн от 1,25 метра до 2,5 метров
5 — Неспокойное море — Гребни волн начинают ломаться, появвляется пена. Высота волн от 2,5 метра до 4 метров
6 — Крупное волнение — Волны ломаются везде видна пена и брызги. Высота волн от 4 метров до 6 метров
7 — Сильное волнение — Брызги и сильный ветер ухудшают видимость. Высота волн от 6 метров до 9 метров
8 — Жестокое волнение — большие волны и сильный ветер. Высота волн от 9 до 14 метров
9 — Исключительное волнение — очень большие волны, отсутствие видимости. Высота волн более 14 метров

Похожие запросы

Дагестан фотогалерея

Если у вас есть интересные фотографии данного места и вы хотите их показать, то загрузите их здесь. Фотографии для просмотра будут доступны после их проверки модератором.

Для расчета температуры воды в Каспийске используются спутниковые данные совместно с результатами наблюдения на наземных станциях. Значения температуры воды, прогноза погоды и состояния моря обновляются ежедневно. Температура на мелких участках возле берега может быть немного выше приведенной здесь.

Источник

КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ШТОРМ НА КАСПИИ

А. Симонян, ветеран Великой Отечественной войны (г. Тольятти)

С интересом прочитал статью «Большая нефть Каспия» об обнаруженных недавно фантастических нефтяных запасах на шельфе Каспийского моря (см. «Наука и жизнь» № 12, 2002 г.). Она заставила меня вспомнить свои молодые годы, когда в числе тысяч других строителей и нефтяников я возводил первые гидротехнические сооружения в местах морских нефтяных месторождений на акватории Каспийского моря. Было это в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Трудностей и лишений хватало с лихвой. Но мне почему-то больше всего врезалось в память, как нас испытывала на прочность сама «царица природа».

Зимой 1953 года нефтепромысел пережил разрушительное ледовое нашествие (мои короткие воспоминания об этом событии опубликованы в журнале «Наука и жизнь» № 6, 2002 г.). Каспий — самое бурное из всех морей, омывающих Россию. Вытянутое с севера на юг почти на 990 километров, оно постоянно продувается вдоль восточного побережья сильным норд-остом. Шторма здесь — дело обычное. Но я хочу рассказать о шторме невиданной силы, случившемся почти полвека назад. Нефтяники помнят о нем до сих пор.

Строительство гидротехнических сооружений на акватории Каспийского моря началось в 1947 году. Стальные основания, эстакады, приэстакадные площадки нефтепромыслов проектировали специалисты бакинского института «Гипроморнефть». Для расчетов им в первую очередь нужно было знать высоту морских волн при сильных штормах. Единственным нормативным документом на этот счет в то время была «Лоция Каспийского моря», в которой говорилось, что высота волн у берега достигает 4 метров. Исходя из этого, сооружения нефтепромыслов поднимали на высоту 6,5 метра. В первые годы разработки шельфа такой высоты хватало, но, когда глубина моря, где шло строительство, достигла 8-9 метров, штормы стали заливать эстакады и площадки.

Срочно понадобился новый нормативный документ, увязывающий верхнюю отметку настилов с глубиной моря. Его разработка была поручена Институту океанографии. В 1956 году бригада его научных сотрудников начала вести постоянное наблюдение за волнением моря. Для обследований был выбран открытый со всех сторон морским ветрам эстакадный промысел Нефтяные камни в 100 километрах от Апшеронского полуострова. На сваях эстакад и площадок ученые установили волномерные рейки и самописцы, ведущие запись в автоматическом режиме. За 6 месяцев бригада записала параметры нескольких больших штормов. И тут случился тот самый незабываемый шторм, приведший к человеческим жертвам, огромным разрушениям и потере самописцев.

Было это 15 сентября 1956 года. С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма — гибель 22 нефтяников.

В этот день была запланирована смена буровых бригад. Промысловый катер со сменщиками попытался пришвартоваться к основанию нефтепромысла, но на море уже началось сильное волнение, и катер ушел в бухту. Сменную бригаду пересадили на буксировщик, но и он не смог пришвартоваться. С наступлением сумерек бригада, оставшаяся наедине со стихией, начала подавать сигналы о помощи, зажигая доски настила. Так продолжалось до полуночи, а на рассвете нефтяники жилпоселка № 1, расположенного всего в 500 метрах от этого места, увидели лишь бушующие волны — эстакада была смыта. Поселок, состоящий из шести двухэтажных сборных домов на 90 человек каждый, выдержал напор стихии благодаря тому, что глубина моря под его площадкой была гораздо меньше — всего-навсего 6 метров. Кроме того, с севера его защищала естественная каменная гряда.

Когда начался шторм, нефтяники, находившиеся на шести действующих площадках, успели пешком и на машинах выбраться из опасной зоны в центральную часть нефтепромысла. Из двух оставшихся бригад, буривших скважины, одна погибла вместе с площадкой, а другая чудом уцелела.

Почувствовав опасность, бригадир второй бригады остановил бурение и повел людей к центру нефтепромысла. Через 500 метров обнаружилось, что дальше дороги нет — эстакада разрушена. Бригада вернулась на площадку, но все понимали, что она не сможет устоять под напором волн. Тогда бригадир принял смелое и, как потом оказалось, единственно верное решение. Он провел людей по эстакаде вперед еще на 100 метров и уложил всех на настил. Буровики лежали, плотно прижавшись друг к другу. На утро следующего дня их обнаружило буксирное судно.

Спасательная операция проходила так. Буксировщик подошел носом к эстакаде и бросил терпящим бедствие линь с привязанной к нему веревочной лестницей. Замерзшие и обессиленные нефтяники все же смогли надеть конец лестницы на сваю и укрепить ее тросом. Другой конец опустили в море у носа судна. Волны и ветер сносили его в сторону, но капитан, умело работая винтами, вновь и вновь приближал нос корабля к эстакаде. Надев спасательные круги, заброшенные на эстакаду со спасательного судна, люди по одному спускались по веревочной лестнице в воду. У борта судна моряки подхватывали их баграми, поднимали на палубу и сразу уводили в теплый трюм. Последним с эстакады сняли бригадира. Так были спасены семь человек.

Правительственная комиссия, прибывшая на место трагедии, сразу встретилась с героем-бригадиром. На вопрос, как он решился увести людей от центральной части нефтепромысла, тот ответил, что такое решение ему подсказал опыт. Много раз наблюдая за волнением моря во время штормов, бригадир подметил, что высота волн слева от площадки всегда заметно меньше, чем справа, потому что там на значительной акватории морское дно приподнято. Туда он и увел людей, чем спас и себя и всю бригаду. Жаль, не помню его имени, почти полвека прошло!

Записи самописцев, фиксирующие шторм, дали очень важные результаты. На их основании высота настила на строящихся сооружениях была поднята до отметки 11,6 метра над уровнем спокойной воды. Но двух самописцев ученые не досчитались: они утонули во время шторма. Водолазы попытались достать «черные ящики» со дна, но отыскать их среди искореженных конструкций площадки было так же трудно, как иголку в стоге сена.

Восстановительные работы шли очень быстро, и уже через полгода объем добычи нефти достиг запланированного уровня. Сегодня на Нефтяных камнях, где в 1949 году из воды едва выступал крошечный островок суши, вырос огромный остров из насыпного грунта, огражденный по периметру бетонными блоками. Ему не страшны никакие штормы. На нефтепромысле построено несколько девятиэтажных домов с магазинами, кинотеатром, больницей. Самой первой скважины, пробуренной в 1949 году знаменитым мастером Героем Социалистического Труда Михаилом Каверочкиным, уже нет — она заглушена. Но стоит и будет стоять памятный камень в честь 22 героев-нефтяников, погибших во время катастрофического шторма в сентябре 1956 года.

Источник

Оцените статью