Японская море подводная лодка

Японская море подводная лодка

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 341
  • КНИГИ 641 739
  • СЕРИИ 24 438
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 339

Субмарины Японии 1941 1945

(Война на море – 31)

«Война на море» №31, 2006 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ №35 от 29.08.97 © Иванов С. В.. 2004 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк, ул. Советская, 14 Тираж: 300 экз.

Зарождение и развитие подводных сил Императорского флота Японии

На момент начала войны на Тихом океане в составе Императорского японского флота насчитывалось 64 подводных лодки. В годы войны в строй ВМС Японии вошло еще 126 крупных субмарин. Данная монография проливает свет па таинственную и загадочную историю японского подплава.

Субмарина I-52 типа KD-2 вместе с лодкой I-51 типа KD-I стала прототипом океанских субмарин Императорского флота. В силу больших размеров и особых обводок корпуса лодка обладила очень хорошей мореходностью. Воевала субмарина I-52 совсем недолго – вскоре после начала войны ее исключили из боевого состава флота.

Впервые интерес к потаенным судам японские ВМС проявили в 1904 г. Первыми субмаринами, вошедшими в состав Императорского флота стали пять лодок Холланда, построенных американской верфью Электрик Бот Компании. После покупки субмарин в США японцы построили еще две лодки Холланда самостоятельно. Японский подплав расширялся за счет покупки подводных лодок в Великобритании и Франции, лицензионной постройки субмарин британских и итальянских проектов.

После окончания Первой мировой войны Япония, как страна-победительница, получила в счет репараций семь германских у-ботов. На тот период германские лодки являлись лучшими в мире. Семь у-ботов японцы подвергли тщательному анализу и изучению. Восточные люди не ограничились знакомством с германской подводной техникой – в Японию для работы по контракту приехали сотни германских специалистов: конструкторов, технологов, офицеров- подводников. Немцы работали в Японии до 1928 г., обеспечив местные ВМС и кораблестроительную промышленность профессиональными кадрами.

По опыту Первой мировой войны японцы сделали вывод о подводных лодках, как о ключевом факторе в достижении успеха в войне на море. Немцы наглядно продемонстрировали возможности субмарин в деле борьбы с торговым судоходством. Однако Генеральный Штаб Императорского флота видел в подводных силах средство сдерживания американского линейного флота. В 1920 г. на военно-морской базе Куре было основано первое Училище подводного плавания. Другим важным шагом, оказавшим значительное влияние на развитие подводных сил Императорского флота, стало назначение контр-адмирала Суитцугу Нобумаса командиром 1-й дивизии подводных лодок. Адмирал Нобумаса поднял на новый уровень боевую подготовку экипажей субмарин, привнес в учебный процесс еще больше реализма. Параллельно адмирал занимался выработкой новых тактических приемов использования подводных сил в рамках общей стратегии противостояния японских ВМС военному флоту Соединенных Штатов. Суитцугу Нобумаса выступал за проектирование и постройку субмарин большого водоизмещения, обладавших большой автономностью, то есть – кораблей с ярко выраженными наступательными качествами.

В период после Первой мировой войны в Японии приоритет отдали проектированию крупных скоростных лодок с большой дальностью плавания. Лодки первого проекта (kaigun-dai или kaidai (были разработаны на основе британского проекта; они обладали максимальной скоростью в надводном положении порядка 20 узлов и дальностью плавания в 20 000 миль. Однако, корабли получились неудачными в силу ненадежной силовой установки, поэтому японцы вернулись к проверенным германским технологиям. Лодка Kaidai тип 2 (KD-2) была спроектирована на основе германской субмарины U-139, ее спустили на воду в 1922 г. Субмарина KD-2 удалась и послужила прототипом серии крупных японских подводных лодок, построенных до начала Второй мировой войны.

Согласно системе, введенной в 1924 г., японские субмарины подразделялись на три класса: I, RO и НА. I – субмарины 1 -го класса, океанские. RA – корабли меньшего водоизмещения, НА – подводные лодки прибрежного действия. После 20 мая 1942 г. на всех океанских лодках перед номерами стали писать букву «I».

Японцы разработали несколько проектов лодок класса 1, все они отличались большой скоростью надводного хода и мощным торпедным вооружением, имелось у них также артиллерийское вооружение. За счет больших размеров субмарины обладали неплохой мореходностью и значительной автономностью.

Помимо лодок kaidai появилось еще несколько типов кораблей класса I. Первыми из их стали лодки типа junsen – крейсерские океанские, предназначенные для самостоятельных действий в Тихом и Индийском океанах. Эксплуатация первых I-ботов показала невозможность создания универсального подводного корабля, способного выполнять весь спектр заданий – быть флагманом флотилии субмарин, вести разведку, действовать против кораблей и судов противника. Пришлось делать корабли трех различных типов. Тип А – флагманские субмарины, предназначенные для координации действий флотилии или дивизии подплава, эти лодки оборудовались мощной радиоаппаратурой. Тип В – разведывательные субмарины, оснащенные гидросамолетами. Наконец корабли типа С предназначались для нанесения ударов по кораблям и судам противника, они имели торпедное вооружение, более развитое по сравнению с субмаринами типов А и В. В ходе войны появились еще подводные лодки типа D, транспортные.

Развитие лодок класса RO в межвоенный период по большому счету игнорировалось, Морской Генеральный штаб не уделял должного внимания данному классу подводных кораблей. Эти субмарины предназначались для действий в прибрежных водах и не годились для действий на океанских просторах.

Разработка и эксплуатация Доктрина

В межвоенный период элита Японии пришла к консенсусу в отношении неизбежности вооруженного конфликта с Соединенными Штатами. Морской Генеральный штаб полагал, что с началом войны американский флот предпримет наступательные действия в западной части Тихого океана. Поскольку согласно условиям Лондонского военно- морского соглашения, ВМС США превосходили в количественном отношении японский военный флот, то японцам предстояла борьба с более сильным противником. Военно-морская доктрина Японии предполагала ослабление американского флота во время его перехода через Тихий океан. Наносить удары по кораблям ВМС США на переходе могли лишь океанские субмарины. Кроме того, на подводные лодки возлагалась задача поиска и слежения за американским флотом. К 1930 г. такая стратегия стала для японцев догмой.

В 1938 г. командование Императорского флота Японии решило проверить насколько полно подводные силы способны выполнить возложенные на них задачи.

Были проведены крупные учения, показавшие несоответствие реальностей догматической стратегии использования подплава. Командование флота извлекло из учений два ключевых урока – сложность сближения с хорошо охраняемой эскадрой и простота обнаружения больших лодок противником. Также наглядно была продемонстрирована сложность управления подводными лодками, особенно – координации их действий.

Как показали учения, даже оставшейся не обнаруженной подводной лодке не так- то просто выйти в торпедную атаку. Согласно японской концепции, оптимальной дистанции для стрельбы торпедами считалась дистанция в 1500 ярдов (1372 м). Лодка должна была выходить в атаку, предварительно прорвав кольцо охранения. Прорыв предписывалось выполнять в надводном положении, используя высокую скорость хода. Опыт 1939 и 1940 г.г. показал, что субмаринам крайне сложно поддерживать контакт с противником в течение длительного времени, а на первый план среди характеристик корабля вышла не высокая скорость надводного хода, а способность долго оставаться под водой. Торпедные атаки из надводного положения вообще не представлялись возможными.

Источник

Японская подводная лодка «Корю»: почему перспективная субмарина не сумела повлиять на исход Второй мировой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Императорский флот Японии имел в своем составе сверхмалые подводные лодки — те, что имеют водоизмещение до 150 тонн и экипаж, состоящий из 1-2 моряков, еще в 1941 году. В частности, их субмарины Ko-hyoteki (Тип А) принимали участие в нападении на Перл-Хабор. После этого было создано еще две модификации сверхмалых подводных лодок, а затем почти на два года этот концепт ушел из числа приоритетных.

Только в 1944 году командование японского флота вновь обратило внимание на идею строительства сверхмалых лодок. Причиной такого решения историки называют перелом во Второй мировой войне, когда инициатива уже переходила на сторону американцев, а угроза высадки их десантов становилась все более реальной. А сверхмалые сумбарины по планам верхушки японского императорского флота, должны были теперь выполнять не функции нападения, а наоборот — предназначались для защиты побережья государства.

Новый функционал требовал и новых конструктивных решений, поэтому японцы отступили от своей более ранней тактики — модернизировать то, что уже есть — и строить сверхмалую подводную лодку с нуля, ведь габариты предшествующих типов «А», «В» и «С» были слишком маленькими. Как раз этот концепт и получил в итоге сразу три названия — сначала его именовали просто тип «D», позже — «Тей-Гата», и лишь затем ему дали прозвище «Корю», которое и закрепилось за ним в литературе.

Длина новой лодки действительно была больше, чем у предыдущих типов: она составляла более 26 метров, высота с рубкой достигала трех метров. Такое увеличение дало возможность обеспечить подлодку большим запасом топлива, что, в свою очередь, привело к увеличению дальности плавания. Водоизмещение «Корю» составляло 60 тонн, а благодаря прочному корпусу она могла погружаться на глубину до ста метров.

Внутренний корпус представлял собой цилиндр с оконечностями в форме усеченных конусов. Всего же подлодка делилась на шесть отсеков, что, правда, было не на руку экипажу: все дело в том, что в военные годы старались экономить и на соответствующей технике, поэтому в данном случае «Корю» не оснастили задраиваемыми люками, а это обрекало моряков на верную смерть в случае получения даже одной пробоины корпуса.

Большие размеры подлодки позволили увеличить и число экипажа: в него входило пять человек: командир, рулевой, моторист, штурман и торпедист. Работали моряки с приборами слежения за окружающей обстановкой, которые на этом типе субмарин были представлены перископом и гидрофонами. Характерной чертой внешнего вида носовой оконечности «Корю» были два торпедных аппарата, которые располагались друг над другом, а над ними устанавливали узкую надстройку, призванную улучшить мореходность.

Согласно сохранившимся техническим характеристикам, лодка 8-узловым ходом была способна пройти до тысячи миль на одной заправке, что было отличным решением в вопросе обеспечения возможности длительного патрулирования прибрежных территорий. Кроме того, ход лодке давал электромотор мощностью в 500 лошадиных сил. Над водой «Корю» развивала скорость 10-12 узлов, под водой этот показатель достигал значений в 16-18 узлов. Также известен запас хода под водой на максимальной скорости при полной зарядке аккумуляторных батарей — 125 миль.

Основным вооружением сверхмалой японской подлодки стали две торпеды калибра 450 миллиметров, «тип 97». Такой выбор был сделан не случайно: он были своего рода модернизированной модификацией знаменитых боеприпасов «тип 93», которые отлично себя показал в уничтожении американских кораблей. По данным редакции Novate.ru, дальность хода этих торпед составляла пять с половиной километров, а скорость — до 45 узлов. Вооружение заряжалось снаружи, соответственно, для того, чтобы его перезарядить, лодке необходимо было вернуться на базу.

Разработка и проверки новой сверхмалой подводной лодки шли не совсем обычным путем. Так, «Корю» японские инженеры создали буквально за несколько месяцев, а серийное строительство лодок было запущено летом 1944 года. Вот только параллельно с производством шли испытания первого опытного образца, который сдали в эксплуатацию только в мае 1945 года.

Причиной такой необычной истории «Корю» стала острая необходимость в них, причем флоту требовались сразу сотни единиц, поэтому размер заказа был не менее пятисот, а в идеале — до шестисот лодок этого типа. Чтобы выполнить такой большой заказ, были мобилизованы все доступные заводы, вот только до конца войны флот поставил на вооружение только 115 лодок.

Но и эти подлодки положение Японии в последний год Второй мировой войны не спасли: «Корю» были задействованы только в одной операции — сражении за Окинаву. Там они никаких успехов не показали, зато имели значительные потери. Поэтому больше о них узнали уже после капитуляции Японии: когда американцы попали на заводы, где они производились, то стали ясны масштабы их производства — оказалось, что на разной стадии готовности ждали своего часа почти полтысячи «Корю».

В дополнение к теме: хочешь узнать больше о подводных лодках, которые сражались в пучинах вод в годы противостояния с Третьим рейхом? Тогда читай: Невидимая угроза: 5 лучших подводных лодок Второй мировой войны

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

У побережья Японии обнаружена подводная лодка неизвестной принадлежности

Как следует из сообщения, неизвестная подводная лодка, находясь в подводном положении, дважды появлялась на юге зоны, прилегающей к территориальным водам Японии, однако в них не входила. Министр обороны страны Таро Коно призвал Силы самообороны к бдительности и приказал осуществить сбор информации по данному факту.

— говорится в опубликованном в Twitter сообщении японского военного ведомства.

В японском Минобороны не заявляют о принадлежности обнаруженной субмарины, однако не исключают, что она могла принадлежать ВМС Китая.

Сообщается, что последний раз неизвестная субмарина, вероятно принадлежащая ВМС НОАК, была обнаружена в начале 2018 года в районе южных островов Сенкаку (Дяоюйдао), которые являются предметом территориального спора между Японией и Китаем.

© 2010-2021 «Военное обозрение»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «ФБК» (запрещена в России); «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»

Источник

Читайте также:  Последовательность просмотра пираты карибского моря
Оцените статью