Японский флот тихий океан

ТОФ России: пятый по силе на Тихом океане

Тихоокеанский флот РФ защищает интересы России в том регионе, который уже стал новым экономическим центром мира и очень быстро становится центром военным и политическим. По чисто географическим обстоятельствам в случае войны он окажется изолирован от остальных трех российских флотов. Более того, внутри самого ТОФ будут изолированы друг от друга Приморская и Камчатская флотилии. При этом на самом Дальнем Востоке кораблестроение и судоремонт развиты гораздо хуже, чем в европейской части страны.

Что есть у России на Тихоокеанском флоте

Сегодня в состав ТОФ входят 3 атомных ракетных подлодки (РПК СН или ПЛАРБ) пр. 667БДР (устарели и в ближайшее время будут списаны), по 5 ПЛАРК пр. 949А и ПЛА пр. 971 (из них по 3 в ремонте или консервации), 8 дизельных ПЛ пр. 877, ракетный крейсер «Варяг» пр. 1164 (атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» пр. 1144 находится в консервации и шансов выйти из нее не имеет), 1 эсминец пр. 956 (еще 3 в консервации без шансов на реанимацию), 4 больших противолодочных корабля (БПК) пр. 1155, 8 МПК пр. 1124М, 4 малых ракетных корабля (МРК) пр. 12341, 10 ракетных катеров пр. 12411, 9 тральщиков, 4 больших десантных корабля (БДК) (1 крайне устаревший пр. 1171, 2 пр. 775, 1 пр. 775М). Практически все эти корабли введены в строй в 1980-е годы. Никакого реального обновления ТОФ не ожидается, если не считать 1 корвета пр. 20380 — весьма неудачного по конструкции корабля, рассчитанного на экспорт в развивающиеся страны, но зачем-то навязанного ВМФ РФ. Кроме того, видимо, именно на ТОФ приткнут два французских недоразумения, известные как УДК типа «Мистраль». Впрочем, это логично. Единственная мыслимая задача для этих железных коробок в составе ВМФ РФ – использование их в качестве транспортных судов для перевозки войск из России в Россию, т.е. с материка на Курильские острова.

Читайте также:  Баренцево море это окраинное море северного ледовитого океана

Ударная мощь ТОФ США

Сравнение российского ТОФ с другими флотами данного региона производит крайне тяжелое впечатление.

Если раньше Атлантический и Тихоокеанский флоты США были практически равны по силам с точностью до корабля, то теперь приоритет отдается ТОФ, в его составе предполагается иметь не менее 60% ВМС США. Сегодня в составе ТОФ США: из подлодок — 8 ПЛАРБ и 2 ПЛАРК типа «Огайо» (на ПЛАРБ по 24 БРПЛ «Трайдент-2», на ПЛАРК по 154 КРМБ «Томагавк»), 30 ПЛА (24 типа «Лос Анджелес», 3 типа «Си Вулф», 3 типа «Вирджиния»); 6 атомных авианосцев типа «Нимиц», 12 крейсеров типа «Тайкондерога», 33 эсминца типа «Орли Берк», 8 фрегатов типа «Оливер Перри», 5 УДК (1 типа «Тарава», 4 типа «Уосп»), 5 десантных вертолетоносных кораблей-доков — ДВКД (1 типа «Остин», 4 типа «Сан Антонио»), 6 десантных транспортно-дока — ДТД (4 типа «Уидби Айленд», 2 типа «Харперс Ферри»). В состав флота поступают новые ПЛА типа «Вирджиния», эсминцы типа «Орли Берк», ДВКД типа «Сан Антонио», списываются ПЛА типа «Лос Анджелес» и фрегаты типа «Оливер Перри», в ближайшее время уйдут последние УДК типа «Тарава» и ДВКД типа «Остин». ТОФ США обладает гигантских ударным потенциалом, поскольку все ПЛА, крейсера и эсминцы являются носителями КРМБ «Томагавк». Кроме того, из 5 крейсеров и 16 эсминцев ВМС США, способных решать задачи ПРО, все, кроме одного крейсера, входят в состав ТОФ.

Единственный соперник американцев – китайский флот

Единственным достойным противником американцев на Тихом океане сегодня является ВМС Китая.

Китайский подводный флот является крупнейшим в мире. Он насчитывает: подводных лодок — 5 ПЛАРБ (1 пр. 092 и 4 пр. 094), 8 ПЛА (по 4 пр. 091 и 093) и не менее 60 ПЛ (до 10 пр. 041А, 8 пр. 636ЭМ, по 2 пр. 636 и 877, 13 пр. 039G, 5 пр. 035G, 13 пр. 035, до 8 пр. 033). Все ПЛА и ПЛ пр. 041А, 636ЭМ и 039G вооружены ПКР. Старые ПЛ пр. 033 и 035 списываются, вместо них строятся ПЛ пр. 041А, начато строительство ПЛА пр. 095 и ПЛ пр. 043.

Авианосец «Ляонин» (несостоявшийся советский «Варяг») привлекает очень большое внимание внешних наблюдателей. Однако в связи со своеобразием конструкции (трамплин вместо катапульты) и фактическим отсутствием палубных самолетов (пока имеются всего 4 самолета J-15) он навсегда останется учебно-экспериментальным кораблем, а не полноценной боевой единицей. Настоящие авианосцы собственной постройки появятся в Китае не ранее чем через 10 лет.

Эсминцев в составе ВМС НОАК насчитывается 25: 2 пр. 956, 2 пр. 956ЭМ, 3 пр. 052С, 2 пр. 052В, 2 пр. 052, 2 пр. 051С, 1 пр. 051В, 2 пр. 051 «Люйда-3», 1 пр. 051 «Люйда-2» и 8 пр. 051 «Люйда-1» (еще один корабль пр. 051 передан Береговой охране). Все «Люйды» постепенно списываются, на замену им строятся эсминцы пр. 052С (еще 3 единицы, т.е. всего будет 6). Начиная с 3-го корабля данной серии они уже не несут российских систем вооружения. В частности, ЗРС С-300Ф с ПУ револьверного типа заменена на ННQ-9 с УВП.

Одновременно начато строительство «китайских «Иджисов» — эсминцев пр. 052D, на которых будет размещена универсальная УВП на 64 ракеты различных классов (КРМБ, ПКР, ЗУР, ПЛУР). Их в составе китайского флота будет, как минимум, 10 единиц (сейчас строятся первые 4, из них 3 уже спущены на воду). Китай станет четвертой страной в мире (после США, Японии и Республики Корея), имеющей корабли подобного класса. Они смогут входить как в авианосные соединения в качестве кораблей охранения, так и в оперативные группы для самостоятельных действий в открытом океане, в т.ч. на значительном удалении от берегов КНР, включая нанесение ударов по береговым целям. Это придает ВМС НОАК совершенно новое качество, которого китайский флот не имел никогда в современной истории.

Фрегатов китайский флот сейчас имеет 48: 15 пр. 054А, 2 пр. 054 и 31 пр. 053 шести разных модификаций (10 пр. 053Н3, 4 пр. 053Н2G, 6 пр. 053Н1G, 3 пр. 053Н2, 6 пр. 053Н1, 2 пр. 053Н). Кроме того, два старых фрегата пр. 053Н переданы Береговой охране, один фрегат того же проекта переделан в корабль поддержки десанта (вооружен РСЗО), один фрегат пр. 053НТ-Н используется как учебный. Фрегаты пр. 053 ранних модификаций постепенно списываются, строятся корабли пр. 054А (всего будет построено не менее 20).

Наряду с традиционным для ВМС НОАК ударным вооружением (8 ПКР С-803 в контейнерных ПУ) корабли пр. 054А стали первыми китайскими фрегатами, имеющими адекватную для кораблей такого класса ПВО: УВП на 32 ЗУР HHQ-16 (созданы на основе российского ЗРК «Штиль»). Благодаря этому данные фрегаты станут универсальными эскортными кораблями, которые можно будет использовать для охраны авианосцев вблизи своих берегов и для усиления эсминцев в открытом океане. Китай уже сейчас обладает самым большим в мире флотом фрегатов. Очевидно, что их количество будет поддерживаться на уровне около 50 единиц при постоянном улучшении их качества.

Традиционно очень развит в Китае «москитный флот». Сегодня он включает 119 ракетных катеров (83 скоростных катамарана пр. 022, 6 пр. 037-II, 30 пр. 037-IG) и до 250 сторожевых катеров. Определенной сенсацией последнего года стало массовое строительство в Китае кораблей пр. 056. Еще год назад о них вообще ничего не было известно. Первый корабль данного типа был заложен в мае 2012 года. Сегодня 6 таких корабля находятся в строю, не менее 10 строятся, либо находятся на испытаниях. Общее количество кораблей в серии заведомо превысит 20 единиц (может дойти и до 50). Подобный темп строительства не имеет аналогов в послевоенной истории ни в одной стране мира. Он особенно впечатляет с учетом того факта, что строятся достаточно крупные корабли (водоизмещение около 1,5 тысяч тонн, длина 95 м). В самом Китае они классифицируются как фрегаты, в зарубежных источниках – как корветы. Для сравнения можно сказать, что в России схожих по размерам, водоизмещению и вооружению корветов пр. 20380 за 12 лет (первый начал строиться в 2001 году) введено в строй 3 единицы, т.е. китайский темп ввода в строй подобных кораблей в 24 (!) раза выше, чем в у нас.

Десантные силы ВМС НОАК велики, они включают 3 ДВКД пр. 071, 30 больших и до 60 средних десантных кораблей. Каждый ДВКД вмещает до 800 морских пехотинцев и 50 единиц бронетехники, которые могут перебрасываться с корабля на берег с помощью имеющихся на борту ДВКД 4 десантных катеров на воздушной подушке и 4 вертолетов.

Нельзя также не отметить беспрецедентно высокие возможности китайской кораблестроительной промышленности, которые она сейчас демонстрирует. В настоящий момент на верфях и на плаву строятся и достраиваются одновременно 6 эсминцев, 4 фрегата, не менее 9 корветов, а также около 10 атомных и дизельных ПЛ и не менее 1 ДВКД, т.е. как минимум 30 единиц только боевых кораблей. Подобные темпы строительства флота недоступны даже для США, с любой другой страной просто отсутствует возможность для сравнения.

Россия не конкурент и флотам другим тихоокеанских стран

ВМС Тайваня за последние годы сильно отстал от китайского и утратил реальные перспективы конкуренции с ним, тем не менее, его надводные силы весьма велики. Подводный флот Тайваня, состоящий из 2 ПЛ голландской постройки 1980-х годов и 2 ПЛ американской постройки 1940-х годов, можно считать несуществующим. Что касается надводного флота, то Тайвань имеет 4 американских эсминца типа «Кидд», по 8 американских же фрегатов типов «Оливер Перри» и «Нокс», 6 французских фрегатов типа «Лафайет», около 90 ракетных корветов и катеров.

ВМС Японии входят в пятерку сильнейших в мире. Все их корабли и подлодки построены в самой стране, при этом их вооружение, в основном, американского производства, либо производится в Японии по американской лицензии. В то же время Япония напрямую участвует в разработке корабельных ЗУР «Стандарт». Пресловутая система ПРО США, на самом деле, в основном является мифом. Единственный ее реально существующий компонент – морской, основанный именно на ЗУР «Стандарт» различных модификаций. И, фактически, он является не американским, а американско-японским.

Подводный флот Японии состоит только из дизельных (неатомных) ПЛ. Сейчас в его составе 5 ПЛ типа «Сорю» (еще 2 строятся), 11 типа «Оясио», 1 типа «Харусио» (еще 3 ПЛ этого типа используются как учебные).

Все крупные надводные корабли ВМС Японии классифицируются как эсминцы, что в некоторых случаях довольно странно. Среди этих эсминцев, кроме действительно эсминцев, есть авианесущие корабли (вертолетоносцы), крейсера и фрегаты.

«Эсминцы»-вертолетоносцы — 2 корабля типа «Хьюга» и 2 типа «Сиранэ». Если эсминцы «Сиранэ» – действительно вертолетоносцы, то новейшие «Хьюга» являются по размерам и архитектуре легкими авианосцами, способными нести до 10 штурмовиков СВВП. Однако Япония таких самолетов не имеет, поэтому де-факто данные корабли используются также как вертолетоносцы.

«Эсминцы», по сути, являющиеся крейсерами — 2 корабля типа «Атаго» и 4 типа «Конго». Они оснащены системой «Иджис» и, благодаря этому, могут быть составной частью морского компонента ПРО.

Среди собственно эсминцев наиболее современными являются корабли трех типов, фактически, являющихся тремя модификациями одного проекта: 2 типа «Акидзуки» (еще 2 строятся), 5 типа «Таканами», 9 типа «Мурасамэ». Имеются также более старые эсминцы: 6 типа «Асагири» (еще 2 используются как учебные), 5 типа «Хацуюки» (еще 3 как учебные), 2 типа «Хатакадзе».

Наконец, «эскортные эсминцы», т.е. фрегаты — 6 кораблей типа «Абукума».

В состав ВМС Японии также входят 6 ракетных катеров типа «Хаябуса», 28 тральщиков, 3 ДТД типа «Осуми». Последние существенно повысили десантные возможности японского флота, однако в целом они остаются весьма ограниченными, проводить серьезные десантные операции ВМС и Силы самообороны в целом не могут.

ВМС Республики Корея еще два десятилетия назад состояли из американских артиллерийских эсминцев постройки 1940-х годов, посредственных собственных фрегатов типа «Улсан» и сотен корветов и сторожевых катеров, рассчитанных на борьбу с огромным «москитным флотом» КНДР. К сегодняшнему дню Республика Корея построила отличный океанский флот, вошедший в десятку сильнейших в мире, обладающий очень мощными ударными возможностями и чрезвычайно сильной ПВО.

Благодаря сотрудничеству с Германией Республика Корея за короткий срок создала с нуля один из самых мощных в мире подводных флотов, состоящий из 9 ПЛ пр. 209 и 3 ПЛ пр. 214. За не менее короткий срок были построены 12 эсминцев трех модификаций, последняя из которых (3 эсминца типа «Сэджон Тэван») представлена, по сути, самыми мощными в мире надводными боевыми неавианосными кораблями. Эти корабли, оснащенные системой «Иджис», имеют на вооружении УВП на 80 ЗУР «Стандарт», УВП на 32 КРМБ «Хюнму-3» (сравнимы по ТТХ с «Томагавком», хотя имеют меньшую дальность полета – 1,5 тысяч км) и 16 ПЛУР «Ред Шарк», а также 4х4 ПУ ПКРК «Хэсон». Все эти ракеты, кроме «Стандартов» – собственной разработки, хотя и с американским влиянием. Начато строительство фрегатов типа «Инчхон» (будет от 18 до 24, они заменят 9 «Улсанов»), на вооружении которых также будет до 4 КРМБ «Хюнму-3». Построены 2 ДВКД типа «Докдо», превосходящие по своим ТТХ европейские корабли того же класса, строятся еще 2 аналогичных корабля. При этом в составе ВМС остается до 100 сторожевых катеров и корветов. Строятся новые корветы с ракетным вооружением.

Если пройти еще дальше на юг, то нельзя не упомянуть ВМС Таиланда. В их составе – легкий авианосец, 8 фрегатов (2 американских типа «Нокс», 6 китайских: 4 пр. 053, 2 типа «Наресуан» с западным вооружением), 2 учебных фрегата, 7 корветов и 6 ракетных катеров. У Индонезии имеется 2 немецких ПЛ пр. 209, 9 фрегатов голландской постройки (один из них недавно вооружен новейшими российскими ПКР «Яхонт»), 20 корветов. В составе ВМС микроскопического Сингапура – по 6 самых современных ПЛ, фрегатов и корветов. Наконец, Австралия имеет 6 ПЛ типа «Коллинс» шведской постройки и 12 фрегатов – 4 американских типа «Оливер Перри» и 8 собственных типа АНЗАК.

Таким образом, если подводные силы ТОФ РФ хотя бы входят в пятерку сильнейших на Тихом океане, то надводные находятся в самом конце первой десятки с шансами выпасть даже из нее из-за быстрого роста ВМС Малайзии и Вьетнама. Разумеется, далеко не все из стран, от которых мы отстали, являются вероятными противниками. Тем не менее, ситуация на Дальнем Востоке складывается катастрофическая. В силу геополитической ситуации ТОФ однозначно должен быть главным из наших флотов. Но именно он находится в полнейшем загоне, причем в Москве почему-то это считают нормой. Все европейские флоты и флотилия хоть понемногу, но обновляются. ТОФ этого не удостаивается. Все европейские флоты и флотилия на своих ТВД входят в тройки сильнейших, ТОФ, в целом, не попадает и в пятерку. Но и это Москву, похоже, не волнует.

Источник

Тихоокеанский флот РФ, флоты Японии и Южной Кореи. Подводные силы .

Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь морского обзора на канале. Продолжаем то, что начато еще в прошлом году. В середине лета я опубликовал обзор Тихоокеанский флот России и ВМС Японии (ссылка). В нем я в доступной, максимальной упрощенной форме перечислил, какие корабли есть у России на Дальнем Востоке, что есть у Японии. Обзор касался надводных кораблей 1 и 2 ранга (то есть дальней морской и океанской зон). Подводный флот оставил на следующий обзор. В эту статью, чтобы не повторяться, добавим еще один объект для обзора – соседей России и Японии, южных корейцев. Обзор не носит военно-аналитического характера, не сравнивает флоты обозначенных стран, боеспособность, тактику и стратегию. Его роль познавательная, для широкого круга читателей. Прошу учитывать это.

Подводные силы Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ) РФ.

Главной особенностью нашего Тихоокеанского флота, если уж сравнивать с флотами соседей – японцев и южных корейцев, является наличие атомного подводного флота.

Сегодня КТОФ включает в себя три стратегических подводных ракетоносца (РПКСН). Эти корабли несут на борту баллистические межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками и предназначены не столько для войны на море, сколько как инструмент ядерного сдерживания. Средство неминуемого ответного удара.

Два РПКСН Тихоокеанского флота, это новейшие подлодки проекта 955 «Борей», «Александр Невский» (встал в строй в 2013 году) и «Владимир Мономах» (2014). Один РПКСН Тихоокеанского флота, лодка советской постройки проекта 667БДР «Кальмар», «Рязань».

Следующий проект подводных лодок Тихоокеанского флота – атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (АПКР) проекта 949А «Антей». Эти лодки, заложенные еще в советские времена, предназначены, прежде всего, для нанесения ударов по авианосным соединениям и крупным корабельным группировкам противника. Вооружены крылатыми ракетами П – 700 «Гранит». В настоящее время, в боеготовом состоянии на КТОФ находятся три лодки этого проекта. (встали в строй в 1992 и 1996 годах). Из них, АПКР «Омск» в 2019 году прошла многолетний ремонт и модернизацию, перевооружена на ракеты «Калибр» и «Оникс».

Многоцелевые атомные подводные лодки, способные бороться с подплавом потенциальных «партнеров», в настоящее время на КТОФ представлены (в единственном числе) подводной лодкой проекта 971 «Щука – Б», «Кузбасс».

Также Тихоокеанский флот включает в себя шесть дизель — электрических подлодок проекта 877 «Палтус». Эти подводные лодки были поострены в конце восьмидесятых – начале девяностых годах. В ноябре 2019 года в состав Тихоокеанского флота зачислена новейшая ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка», «Петропавловск-Камчатский». В настоящее время, эта лодка готовится к переходу с Балтики на Дальний Восток.

Таким образом, Тихоокеанский флот страны включает в себя:

1.Подводные крейсера стратегического назначения двух проектов: «Рязань», «Александр Невский», «Владимир Мономах». (3 шт.)

2.Атомные подлодки с крылатыми ракетам («Антей»): «Омск», «Тверь», «Томск» (3 шт.)

3.Многоцелвые атомные подводные лодки («Щука — Б»): «Кузбасс».

4. Дизель-электрические подводные лодки («Палтус»): «Нурлат», «Усть-Камчатск», «Усть-Большерецк», «Комсомольск-на-Амуре», «Краснокаменск», «Могоча» (6 шт.)

5. ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка»: «Петропавловск-Камчатский»

Итого: 7 атомных подводных лодок (из них, три стратега), 7 дизель – электрических подводных лодок. В этом обзоре я не стал акцентировать внимание на ТТХ подплава на КТОФ. Все это есть в сети, если необходимо более полно погрузиться в тему.

Подводные силы ВМС Японии.

Японские вооруженные силы (Силы самообороны Японии) включают в себя достаточно приличный военный флот. Особенно, если говорить о флоте надводном (кому интересно, пожалуйста – знакомьтесь по ссылке выше).

Но и подводная составляющая у японцев вполне себе на высоте. В настоящее время, на ходу у японцев девятнадцать подводных лодок двух проектов. Нужно сказать, что все эти лодки дизель – электрические, самураи не имеют атомного флота.

С 1998 по 2019 годы японские корабелы передали флоту своей страны 10 ДЭПЛ типа «Сорю». Надводное водоизмещение этих лодок составляет около 2,5 тыс. тонн (это сравнимо с водоизмещением наших новых «Варшавянок»). Их вооружение – около тридцати торпед, часть из которых могут заменяться на противокорабельные ракеты. Главной же «фишкой» ДЭПЛ «Сорю» стала установка воздухонезависимой двигательной установки, позволяющей ДЭПЛ долго находиться в подводном положении без всплытия. Наша промышленность пока только на пути к созданию таких двигателей (кому интересно, набирайте в поисковике про проект ДЭПЛ «Лада»)

С 1996 по 2006 японцы построили 9 подводных лодок типа «Оясио». Эти ДЭПЛ похожи на предыдущий проект. Вернее лодки «Сорю» это модернизация «Оясио». Часть ДЭПЛ проекта «Оясио» более поздней постройки стала оснащаться воздухонезависимой двигательной установкой.

Таким образом, японцы в последние три десятилетия смогли значительно увеличить свои подводные силы.

Источник

Оцените статью