Японское море
Характеристика моря
Площадь Японского моря 1062 кв.км. Объем воды составляет 1630 тыс.куб.км. Глубина моря колеблется в пределах от 1753 до 3742 метров.
Северная акватория Японского моря зимой покрывается льдом.
Крупные портовые города на море: Владивосток, Находка, Ванино и Советская Гавань.
Береговая линия моря слабо изрезана, но имеет несколько заливов, крупнейшими из которых являются заливы: Ольга, Петра Великого, Исикари и Восточно-Корейский залив.
В водах Японского моря обитает более 600 видов рыб. к началу статьи ↑
Хозяйственное использование моря
Для хозяйственного предназначения воды Японского моря используются в двух направлениях — промышленном лове рыбы и транспортном судоходстве.
Наряду с промышленным ловом рыбы идет добыча мидий, морских гребешков, кальмаров и морских водорослей (ламинарии и морской капусты).
Владивосток является конечным пунктом транссибирской железнодорожной магистрали, где находится перевалочная база, на которой происходит перезагрузка грузов из железнодорожных вагонов в морские грузовые суда.
Далее грузы по судоходным маршрутам направляются в порты России и зарубежных стран. к началу статьи ↑
Экология Японского моря
Из-за большого количества морских транспортных судов и нефтеналивных танкеров в акваториях портовых городов нередки случаи загрязнения вод моря нефтью. Свою долю в загрязнение вносят и продукты жизнедеятельности людей и припортовых промышленных предприятий.
Археологические исследования на Японском море.
В России впервые сведения о Японском море появились в XVII веке, после того, как известный русский путешественник Василий Полуярков в 1644-1645 годах осуществил сплав по Амуру до его устья.
Археологические исследования впервые на острове Сахалин были проведены в 1867 году, тогда в ходе археологических раскопок на южной оконечности у озера Лебяжье были найдены первые артефакты, подтверждающие наличие древних поселений на острове Сахалин. к началу статьи ↑
Источник
Хозяйственное использование
Для Японского моря характерно высокое развитие двух отраслей народного хозяйства: рыбного с большим разнообразием объектов промысла и морского транспорта с развитой сетью перевозок. В рыбном хозяйстве сочетается лов рыбы (сардина, скумбрия, сайра и другие виды) и добыча нерыбных объектов (морские моллюски — мидии, гребешки, кальмары; водоросли — ламинария, морская капуста, анфельция).
В Японском море ведутся активные работы по разведению марикультуры — наиболее перспективный метод использования морских биологических ресурсов.
На берегу Японского моря, во Владивостоке, заканчивается транссибирская магистраль. Здесь находится наиболее значительный перевалочный транспортный узел, где происходит грузообмен между железнодорожным и морским транспортом. Далее по Японскому морю грузы следуют на морских судах в разные зарубежные и российские порты, равно как они поступают из других портов в порты Японского моря: Находка, Ванино, Александровск-на-Сахалине, Холмск. Эти порты обеспечивают морские перевозки не только по Японскому морю, но и за его пределами.
Начиная с 1990-х годов побережье Японского моря у берегов Приморья начинает активно осваиваться местными и приезжими туристами. Толчком послужили такие факторы, как отмена или упрощение посещения погранзоны, удорожание пассажирских перевозок по стране, сделавшее слишком дорогим отдых дальневосточников на черноморском побережье, а так же сильно возросшее количество личного автотранспорта, сделавшее доступным побережье Приморья для жителей Хабаровска и Приамурского региона.
Исследования в Японском море проводятся с давних времен, поэтому оно относится к наиболее изученным морям не только Дальнего Востока, но и всей нашей страны. Тем не менее, остается еще немало не решенных проблем по всем океанологическим аспектам. В отношении гидрологических проблем наиболее существенны: изучение количественных характеристик водообмена через проливы, формирования термохалинных условий в глубоких слоях моря, вертикальных движений вод, закономерностей дрейфа льдов; разработка прогнозов прохождения тайфунов и цунами. Все это лишь примеры основных направлений, по которым проводятся и будут проводиться исследования Японского моря с целью его дальнейшего освоения.
10. Список литературы:
1. А. Д. Добровольский, Б. С. Залогин «Моря СССР» Москва 1982 г.
2. «Атлас по океанографии Берингова, Охотского и Японского морей»
3. Ю.П. Доронин «Региональная океанология» ЛЕНИНГРАД ГИДРОМЕТЕОИЗДАТ 1986
Источник
Японское море хоз использование
Японское море — окраинное море Тихого океана, расположено между материком Евразии, полуостровом Корея и островами Сахалин, Хоккайдо и Хонсю. Страны, омываемые этим морем — Россия, Япония, КНДР и Южная Корея. Японское море относится к наиболее крупным и глубоким морям мира. Его площадь равна 1062 км 2 , объем — 1631 тыс.км 3 , средняя глубина — 1536м, наибольшая глубина — 3699м. Это окраинное океаническое море. Крупных островов в Японском море нет. Из мелких наиболее значительны острова Монерон, Рисири, Окусири, Одзима, Садо, Окиносима, Уллындо, Аскольд, Русский, Путятина. В Корейском проливе расположен остров Цусима. Почти все острова находятся вблизи берегов. Большинство из них располагается в восточной части моря. Береговая линия Японского моря сравнительно слабо изрезана. Наиболее простое по очертаниям — побережье Сахалина, более извилисты берега Приморья и Японских островов.
Мореплавание
Изучение Японского моря в России началось (отрядами Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции 1733-43) определением географического положения островов Японии и Сахалина и частичной съёмкой их берегов. В 1806 съёмка восточного берега Японского моря была выполнена экспедицией И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского во время их кругосветного плавания (1803-1806). Важное значение имело открытие в 1849 Г.И.Невельским пролива между материком и о. Сахалин. С 1880 начала работу постоянная Гидрографическая экспедиция, обеспечившая составление точных навигационных карт. Одновременно с гидрографическими работами велись наблюдения над температурой воды и поверхностными течениями. Обширные океанографические работы в Тихом океане и дальневосточных морях начались в 1888 г. со времени плавания С. О. Макарова на корвете «Витязь». Макаров впервые провел тщательные глубоководные наблюдения в проливе Лаперуза; этими данными океанографы пользуются до настоящего времени.
Во время Отечественной войны изучение моря было эпизодическим. После войны, особенно с приходом специального экспедиционного судна Института океанологии Академии наук СССР «Витязь», научно-исследовательские работы на дальневосточных морях достигли огромного размаха.
Рельеф дна
По характеру рельефа дна Японское море подразделяется на три части: северную, центральную и южную. Северная часть моря представляет собой широкий желоб, постепенно поднимающийся и суживающийся к северу. Центральная часть моря — это глубокая замкнутая котловина, слегка вытянутая в восточно-северо-восточном направлении. Южная часть моря отличается очень сложным рельефом с чередованием желобов и относительно мелководных участков. Здесь располагается обширное подводное поднятие Ямато.
Климат и гидрологический режим
Климат Японского моря умеренный, муссонный. Северная и западная части моря значительно холоднее южной и восточной. В самые холодные месяцы (январь-февраль) средняя температура воздуха в северной части моря около -20 о С, а на юге около +5 о С. Летний муссон приносит с собой теплый и влажный воздух. Средняя температура воздуха самого теплого месяца (августа) в северной части примерно +15 о С, в южных районах около +25 о С. Осенью увеличивается количество тайфунов, вызываемых ураганными ветрами. Наиболее крупные волны имеют высоту 8-10 м,а при тайфунах максимальные волны достигают высоты 12 м.
Зимой температура поверхностных вод от -1 до 0 о С на севере и северо-западе повышается до +10-14 о С на юге и юго-востоке. Весенний прогрев влечет за собой довольно быстрое повышение температуры воды по всему морю. Летом температура воды на поверхности повышается от +18-20 о С на севере до +25-27 о С на юге моря. Соленость воды Японского моря — 33,7-34,3‰, что несколько ниже солености вод Мирового океана. Приливы в Японском море выражены отчетливо, в большей или меньшей степени в различных районах. Наибольшие колебания уровня отмечаются в крайних северных и крайних южных районах и достигают 3-х метров. Появление льда в Японском море возможно уже в октябре, а последний лед задерживается на севере иногда до середины июня. Ежегодно полностью замерзают только северные бухты материкового побережья. В западной части моря плавучий неподвижный лед появляется раньше, чем в восточной, и он более устойчив.
Флора и фауна
Японское море — одно из самых продуктивных. У берегов водоросли образуют мощные заросли; разнообразен и велик по биомассе бентос. Обилие пищи и кислорода, приток теплых вод создают благоприятные условия для развития рыбной фауны. Рыбное население Японского моря насчитывает 615 видов. Здесь можно встретить осьминогов и кальмаров — типичных представителей тёплых морей. В то же время вертикальные стены, поросшие актиниями, сады из бурых водорослей — ламинарий, — все это напоминает пейзажи Белого и Баренцева моря. В Японском море огромное изобилие морских звёзд и морских ежей, различной окраски и разных размеров, встречаются офиуры, креветки, небольшие крабы (камчатские крабы здесь встречаются только в мае, а затем они уходят дальше в море). На скалах и камнях живут ярко-красные асцидии. Из моллюсков наиболее распространены гребешки. Из рыб часто встречаются морские собачки, морские ерши. В Японском море можно встретить морского котика, приходящего сюда на зимовку из более северных районов, представителей безухих тюленей — нерпу, дельфина и даже кита.
Хозяйственное значение
Для Японского моря характерно высокое развитие двух отраслей. В рыбном хозяйстве сочетается лов рыбы (сардина, скумбрия, сайра и другие виды) и добыча нерыбных объектов (морские моллюски — мидии, гребешки, кальмары; водоросли — ламинария, морская капуста, анфельция). Ведущее место в видовом составе уловов рыбы занимают минтай, сардина и анчоус. Промысел на большей части моря продолжается круглый год. В Японском море ведутся активные работы по разведению марикультуры — наиболее перспективный метод использования морских биологических ресурсов. На берегу Японского моря, во Владивостоке, заканчивается транссибирская магистраль. Здесь находится наиболее значительный перевалочный транспортный узел, где происходит грузообмен между железнодорожным и морским транспортом. Далее по Японскому морю грузы следуют на морских судах в разные зарубежные и российские порты, равно как они поступают из других портов в порты Японского моря: Находка, Ванино, Александровск-на-Сахалине, Холмск. Эти порты обеспечивают морские перевозки не только по Японскому морю, но и за его пределами. Начиная с 1990-х годов побережье Японского моря у берегов Приморья начинает активно осваиваться местными и приезжими туристами. Толчком послужили такие факторы, как отмена или упрощение посещения пограничной зоны, удорожание пассажирских перевозок по стране, сделавшее слишком дорогим отдых дальневосточников на черноморском побережье, а так же сильно возросшее количество личного автотранспорта, сделавшее доступным побережье Приморья для жителей Хабаровска и Приамурского региона.
Ресурсная база полезных ископаемых Российской части Японского моря незначительна. На Западно-Сахалинском шельфе моря открыто Изыльметьевское месторождение газа, но для эксплуатации нерентабельное. На материковых берегах моря были выявлены перспективные участки с песком.
Экология
Японское море изобилует флорой и фауной пригодной для промышленной добычи. Рыболовецкие флотилии государств активно ведут лов рыбы и добычу крабов, трепангов, водорослей, морского ежа и гребешка. Вместе с тем возникают проблемы, с ним связанные. Несоответствие количества добытой рыбы и моллюсков и объемов их естественного восстановления приводит к гибели и исчезновению некоторых их видов. Велика в этом доля браконьерского лова. Кроме того, флот загрязняет воды моря отработанными горюче-смазочными веществами, нефтепродуктами, отходами и сточными водами. Это касается не только рыболовецких судов, но и торгового и военного флота четырех держав. Базы атомного флота в портах Японского моря, утилизация и захоронение использованных радиоактивных веществ и кораблей, снятых с боевого дежурства, требует пристального внимания и контроля.
Основным источником загрязнения является город Владивосток. Стоки его промышленных предприятий, городской канализации, продукты хозяйственной деятельности порта и судоремонтных заводов попадают в воды Амурского и Уссурийского залива, а более всего в водную среду бухты Золотого Рога.
Источник
ЯПО́НСКОЕ МО́РЕ
В книжной версии
Том 35. Москва, 2017, стр. 759-760
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯПО́НСКОЕ МО́РЕ, полузамкнутое море Тихого ок. Относится к типу окраинных океанических морей, расположено между материковым побережьем юго-вост. части Евразии и его Корейским п-овом на западе, Японскими о-вами и о. Сахалин на востоке и юго-востоке. Омывает юго-вост. берега России, берега КНДР, Республики Корея, Японии. Длина береговой линии 7600 км (из них 3240 км лежат в пределах России). Я. м. сообщается с др. морями проливами: на юге – Корейским с Восточно-Китайским и Жёлтым морями, на востоке – Цугару (Сангарский) с Тихим ок., на севере и северо-востоке – Лаперуза и Невельского с Охотским морем. Пл. 1062 тыс. км 2 , объём вод 1631 тыс. км 3 , ср. глубина 1536 м, наибольшая – 3720 м. Береговая линия изрезана слабо, преобладают преим. гористые и крутые берега. Крупные заливы: Советская Гавань, Владимира, Ольги, Петра Великого, Посьета, Восточно-Корейский, Исикари (о. Хоккайдо), Тояма и Вакаса (о. Хонсю). Наиболее заметные мысы Лазарева, Поворотный, Гамова, Погиби, Корсакова, Крильон, Соя. Крупных островов нет, мелкие: Монерон, Ребун, Рисири, Окусири, Осима, Садо, Аскольд, Русский, Путятина, в Корейском проливе о. Цусима. Все перечисленные острова прибрежные, большинство в вост. части моря.
Источник