Краткая история иследований
История создания сети наблюдений над уровнем на побережье Японского моря берет свое начало с 90-х годов прошлого столетия. В 1880 году с целью составления карт и лоции Дальневосточных морей была учреждена отдельная съемка Восточного океана, которая в 1898 году была преобразована в Гидрографическую экспедицию Восточного океана (ГЭВО). Работами этой экспедиции и было положено начало современному этапу исследования уровня Дальневосточных морей. Одновременно с работами Гидрографической экспедиции Восточного океана начались массовые японские наблюдения по побережью южной части о. Сахалин.
После работ Гидрографической экспедиции Восточного океана в изучении уровня Японского моря наступает некоторый перерыв. Новые и более обширные исследования уровенного режима начались в 1925 году после организации в г. Владивостоке Управления портовых изысканий Тихого океана (УПИТО), которое явилось инициатором проведения стационарных наблюдений над уровнем на морях Дальнего Востока.
В 1926 году в г. Владивостоке было установлено несколько постоянно действующих мареографов. С 1925 по 1929 годы экспедициями УПИТО проведены наблюдения над уровнем в ряде пунктов Японского моря. В 30 — 40-х годах большие работы по изысканиям на Дальнем Востоке проводили партии Центральных проектных организаций и гидрологической экспедиции ВМФ и ГУ СМП. В 1940 году в связи с проектированием портов экспедицией Центрморпроекта организованы длительные наблюдения над уровнем в бухтах Находка и Большой Камень. В 1933 году началось производство работ Тихоокеанской гидрографической экспедиции в заливах восточного побережья острова Сахалин.
В военные годы наблюдения над уровнем в Японском море не прекращались. Регулярные и систематические наблюдения над уровнем моря велись в 40 — 50 годах. В это время действовало наибольшее число водомерных постов, однако постепенно количество пунктов сократилось. В первую очередь закрывались, по мере накопления необходимых сведений, ведомственные станции и посты. В результате на российском побережье Японского моря только в 18 пунктах выполнены круглогодичные наблюдения над уровнем продолжительностью не менее десяти лет.
Источник
История исследований
Первые зарегистрированные наблюдения течений в Японском море были сделаны в первых кругосветных экспедициях. Во французской экспедиции (1787 г.) было отмечено течения юго-западного и юго-восточного направлений в районе современного Тернея. В английской экспедиции (1797 г.) было отмечено течение южного и юго-восточного направлений у устья реки Туманной. Но планомерные исследования течений моря начались лишь в 19 веке после приобретения Россией Уссурийского края. Уже во время первых гидрографических работ в Татарском проливе было выявлено сильное (со скоростью до 150 см/с) течение юго-западного направления вдоль его западного берега. Накопленные наблюдения за дрейфом судов, распределении температуры воды и биологических объектов позволили составить [35] первую схему поверхностных течений Японского моря (Шренк Л.И.), на которой были даны наименования холодному (Лиманскому) и теплому (Цусимскому) течениям.
Лиманское течение в советское время было переименовано в Приморское, но в иностранных публикациях до сих пор используется старое наименование. На схеме Л.И. Шренка Цусимское течение вносит теплые воды через Цусимский пролив и переносит их, в основном, вдоль Японии на север. Сток теплых вод из моря показан через 2 пролива (Сангарский и Лаперуза). Перенос теплых вод на север вдоль восточного берега моря пролива и холодных — вдоль западного берега на юг- не оспаривается и современными исследованиями. Наблюдения капитана Ф. Гека летом 1896 г. за дрейфом бочек с керосином от Императорской (Советской) Гавани до Посьета позволили оценить скорость поверхностного течения вдоль континента в 35 см/с.
Исследования течений моря отражены в известных публикациях адмиралов С.О.Макарова и М.К.Жданко. Менее известны статьи доктора А.Зуева и, особенно, барона Э.В. Майделя. Последний открыл холодное Крильонское течение из Охотского моря и задолго до С.О. Макарова исследовал связь стока Амура и холодного течения вдоль континентального берега моря. На схеме, основанной на наблюдениях за дрейфом судов, появились новые течения.
Приморское течение на этой схеме оказалось разделено на несколько звеньев (в пределах рисунка видно три из них), а Цусимское течение — на две ветви (вдоль Японии и вдоль Кореи). Таким образом, были впервые выделены (но еще не получили собственное имя) Северо-Корейское и Восточно-Корейское течения и течение юго-восточного направления из района Посьета.
Первые схемы моря, построенные по дрейфу бутылок, были получены русскими гидрографами. Бутылки (точнее, та часть из них, что была впоследствии найдена), выпущенные в разных местах побережья Приморья, обнаруживались у побережья же, что свидетельствовало о вдольбереговом поверхностном течении. Но наибольшая их часть была обнаружена у побережья Сахалина и Хоккайдо, что свидетельствует о переносе поверхностных вод от Приморья и на восток.
Среди особенностей течений, определенных таким образом, отметим протяженный дрейф бутылок на север в Татарском проливе. Если предположить, что дрейф осуществлялся ветвью Цусимского течения, то можно заключить, что оно проникает до 52 ° с.ш.
В первой лоции Японского моря, изданной в России в 1914 г., содержатся обширные сведения по течениям моря. До установления советской власти в Приморье русские публикации по океанографии Японского моря являлись основными (намного превосходили числом японские), а исследования течений составляли их основную часть. Японские океанографические исследования того времени проводились, в основном, южнее и восточнее Японии. Но после 1922 г. (установления советской власти в Приморье) ситуация изменилась.
Наиболее заметные русские публикации по океанографии моря представляли собой обзоры японских статей, обобщения ранее накопленных знаний, анализы прибрежных исследований, но оригинальных русских публикаций по океанографии Японского моря до сороковых годов не было. В результате анализа схем пространственного распределения плотности морской воды, построенной по данным первых измерений параметров морской воды многими судами летом и осенью 1932 и 1933 годов, была построена (Uda M., 1934) самая известная схема поверхностных течений моря.
Ее особенностями являются небольшие круговороты (в Восточно-Корейском заливе, к югу от Залива Петра Великого, между мысом Камуи (Хоккайдо) и Ольгой (на побережье Приморья) и в северной части Татарского пролива); вторая ветвь Цусимского течения (названная автором «Восточно-Корейским течением»). Эта схема поверхностных течений используется до настоящего времени как наиболее достоверная). В первый год войны Гидрографической Службой ТОФ была опубликована сводка всех имевшихся к тому времени схем поверхностных течений (как геострофических (май 1939, октябрь 1940 г.), так и дрейфовых).
На приведенных оригинальных схемах Приморское течение совсем не прослеживалось. После войны зона, где проводились японские океанографические исследования вод Японского моря, существенно уменьшилась, а Корея на долгое время оказалась в состоянии войны. В это время русские океанографические исследования в Японском море вновь стали основными. В послевоенное время наиболее обширные исследования течений моря были проведены А.К. Леоновым. Геострофические течения были рассчитаны по всем доступным данным (в южной части моря использованы японские, а в северной — русские) динамическим методом. В начале 60-х годов почти одновременно вышло три русских монографии, в которых значительное место было посвящено течениям Японского моря. В наиболее интересной из них монографии ДВНИГМИ (Покудов В.В., Супранович, 1975) содержатся самые полные сведения о течениях в проливах.
Представления о течениях в монографии А.К. Леонова («Японское море», 1960) основаны на схемах геострофической циркуляции, построенных по довоенным русским наблюдениям. В монографии А.К. Леонова было уделено большое внимание течениям в Татарском проливе. В частности, впервые были опубликованы подробные схемы сезонных течений Татарского пролива. Третья наиболее часто цитируемая монография — «Основные черты геологии и гидрологии Японского моря» (1961) основана на результатах нескольких экспедиций 1955-1957 гг. НИС «Витязь». Но течения моря в ней описаны весьма скудно — по упрощенной схеме полных потоков и по сильно осредненным сезонным схемам геострофических течений. После публикации этих монографий наступил 15-летний перерыв. И лишь с 1975 года вновь начали появляться заметные публикации по течениям Японского моря: В.В. Покудова, В.Г. Яричина , Г.И. Юрасова, а в последние годы — В.И.Пономарева и М.А. Данченкова.
С конца 60-х годов возобновились систематические японские и начались регулярные корейские исследования течений Японского моря посредством электромагнитных измерителей. Но районы исследований были ограничены границами их экономических зон. Можно отметить, что к началу 21 века сложился устойчивый разрыв в изученности течений разных районов моря. При хорошей изученности южно-корейской и японской зон, течения в русской и северо-корейской зонах исследованы заметно хуже.
Источник
Геология
о теории и практике
История исследований Японского моря.
В доисторические времена на западных берегах Японского моря проживали племена монгольской расы, а Японские острова были заселены племенами айну, которых относят к представителям одной из древнейших рас восточной Азии.
Тогда же происходило заселение Японских островов предками японцев — малайским (или полинезийским) племенем ямато, проникшим на север через цепь островов Рюкю, и племенами монгольской расы, пришедшими с запада.
В жестокой борьбе вытесняли пришельцы коренных жителей островов — айнов все далее на север, на о. Хоккайдо, а затем на Сахалин и Курильские острова. Впервые о Японии и Японском море упоминается в китайских источниках, относящихся ко II в. до н. э.
В Европе о Японии услышали значительно позже, в конце XIII или начале XIV в. Эти сведения исходили от арабских путешественников и купцов, посещавших страны Восточной Азии, и отмечались в трудах средневековых арабских писателей. Подобные известия могли проникнуть на запад также через монгольских завоевателей во время их нашествия на Европу.
Подробнее о Японии на западе узнали от знаменитого итальянского путешественника Марко Поло, который в 1275—1292 гг. находился на службе у китайского богдыхана Хубилая, организовавшего в 1281 г. морскую военную экспедицию в Японию. Этот поход не достиг цели. Буря разбила большую часть китайско-монгольского и корейского флота, а высадившийся десант в количестве 30 тыс. воинов был уничтожен японцами.
Впервые европейцы, а именно португальцы, посетили Японию и южную часть Японского моря между 1539 и 1545 гг.
С этого времени начинается непосредственное знакомство с южной Японией португальских купцов и служивших у них лоцманами голландцев и англичан. Однако дальнейшее изучение было приостановлено: в 1624 г. в Японии был издан закон, запрещавший под страхом смертной казни японским подданным покидать страну, а иностранцам приближаться к берегам Японии.
Европейцы же пытались заходить в Японию и после запрещения. Так, в 1639 г. голландская экспедиция Кваста и Тасмана в поисках легендарных земель к востоку от Японии приблизилась к тихоокеанским берегам Хонсю, а голландец Де Фриз в 1643 г. подошел к восточному берегу Хоккайдо, где его корабль посетили айны. Де-Фриз открыл южные Курильские острова, был у мыса Терпения на Сахалине и в проливе Лаперуза со стороны Охотского моря.
В России первые сведения о Японии и Японском море стали появляться во второй половине XVII в., после знаменитого путешествия Василия Пояркова в 1644—1645 гг. по Амуру до его устья. Кое-какие сведения о Японии в России узнали из западноевропейских источников. На основании этих данных в России сложились более или менее определенные представления о Японии, которые нуждались в уточнении. С этой целью русскому послу в Китай Николаю Спафарию в 1675 г. был дан наказ: помимо официальной миссии, установить торговые сношения с Китаем и разграничить земли по Амуру, проверить на месте имеющиеся в России сведения о Японии. В дополнении к наказу, между прочим, говорилось: «За Китайским государством на востоке во окияне море, от китайских рубежей верст в семьсот лежит остров зело велик, имянем Иапония».
По возвращении в Москву Спафарий в книге, посвященной описанию Китая, пишет о Японии так: «Великой и славной остров Японской, как пишут китайские земнописатели и чертежи, начинается против устья Амура реки и простирается далеко против Китайского государства и для того иногда из Китайского государства в двои суток плавают в Японский остров».
Большой материал о Курильских островах и Японии поступил в Россию и от В. Атласова, открывшего в 1697 г. Камчатку. Местные жители ее, камчадалы, могли узнать о Японии либо от заброшенных на Камчатку штормами японских рыбаков и купцов, либо от курильских айнов. На русских картах Япония впервые нанесена в 1701 г., в Сибирском Атласе С. У. Ремезова («Чертеж земли Нерчинском города»), где указаны города на месте нынешних Акиты, Симоносеки, Нагасаки. Сведения о местоположении японских островов и проливов, их разделяющих, были получены опросным путем. Тем не менее они отличались достоверностью. Большой вклад в изучение физической географии Японии и Японского моря внесли многочисленные морские экспедиции различных стран. Среди них выделяется французская экспедиция Лаперуза.
Лаперуз, совершивший кругосветное путешествие, прошел в 1787 г. в Японское море через Корейский пролив. Далее, не приближаясь к берегам, проследовал на север, вошел в Татарский пролив и достиг узкости, называемой теперь проливом Невельского; здесь он встретил мели. Идти дальше Лаперуз не решился. Таким образом, вопрос, соединяется ли Сахалин с материком перешейком, т. е. является ли он островом или полуостровом, остался открытым. Затем Лаперуз повернул обратно и вышел в Охотское море проливом, названным впоследствии его именем. Лаперузом на большом протяжении был описан западный берег Сахалина, в Татарском проливе открыт залив Де-Кастри и несколько других небольших заливов и приметных мысов. Многим мысам Лаперуз присвоил французские наименования, сохранившиеся до сих пор: мысы Жонкиер, Клостер-Камп и ряд других.
Стоя на якоре в заливе Терней на расстоянии 1,5 мили от берега, Лаперуз наблюдал южное течение. Оно не меняло своего направления при приливе и отливе и достигало скорости 1 узла. Это, без сомнения, одно из первых упоминаний о Приморском течении.
Другим западноевропейским мореплавателем, посетившим Японское море, был англичанин Броутон. В 1796 г. он проследовал вдоль берегов Японии до южных Курильских островов и открыл Сангарский пролив. В следующем году он прошел Татарским проливом несколько дальше, чем Лаперуз (51°45′ с. ш.), но также повернул обратно, опасаясь мелей.
Возвращался Броутон вдоль западного берега Японского моря, по пути он заходил в некоторые корейские заливы и бухты. В нескольких местах он наблюдал течение, идущее на юг или на юго-восток со скоростью в 1 узел. Это также одно из первых упоминаний о Приморском течении. Впоследствии русская эскадра адмирала Путятина выяснила неточность описи восточного берега Кореи, сделанной Броутоном. Его карты расходились с действительностью, а многие бухты не были показаны вовсе (в частности Лазарева, Унковского, Гашкевича).
В 1803 г., совершая первое русское кругосветное плавание, знаменитый русский мореплаватель И. Ф. Крузенштерн посетил Японское море. Русское правительство поручило Крузенштерну описать северо-восточную часть Сахалина, лиман и устье Амура, а также определить, является ли Сахалин островом или полуостровом, соединенным с материком перешейком. Но из-за недостаточной настойчивости Крузенштерна вопрос о доступности Амура с моря остался неразрешенным. В 1805 г. Крузенштерн описал восточные берега Сахалина, обогнул его с севера и спустился к устью Амура, где встретил мели, а также сильное течение с юга, несущее пресную воду. Отсюда он сделал ошибочное заключение, что Сахалин соединяется перешейком с материком к югу от устья Амура. Он писал: «Испытания, учиненные нами, не оставляют теперь ни малейшего сомнения, что Сахалин есть полуостров, соединяющийся с Татарией перешейком. вход же в Амур по мелководности его лимана не доступен для больших кораблей».
Все же вопрос о судоходности устья Амура продолжал интересовать Россию. Эта задача была блестяще решена в 1849 г. Г. И. Невельским. Выполняя коммерческий рейс из Петербурга в Петропавловск-на-Камчатке на транспорте «Байкал», он обстоятельно описал Амурский лиман. Невельской доказал судоходность как северного, так и южного входа в лиман для больших кораблей. Таким образом была внесена ясность в вопрос о северной границе Японского моря.
Участник экспедиции Невельского лейтенант Н. К. Бошняк в 1853 г. основал в заливе Де-Кастри военный пост. В том же году им был открыт залив Хаджи, названный позже Императорской Гаванью (теперь Советская Гавань).
В следующем году через Корейский залив в Японское море вошла эскадра адмирала Е. В. Путятина. На переходе в Татарский пролив офицерами фрегата «Паллада» была произведена подробная опись восточного берега Кореи и юго-западной части залива, названного впоследствии заливом Петра Великого¹. Многие географические пункты Японского моря были названы именами офицеров кораблей эскадры: острова Римского-Корсакова и Фуругельма, залив Посьет, мысы Назимов, Гамова, бухты Лазарева, Гашкевича и Унковского.
После плаваний Невельского и Путятина русские военные и торговые корабли один за другим стали посещать воды северо-западной части Японского моря. Корветы «Новик» и «Воевода», клиперы «Стрелок» и «Гайдамак», транспорт «Японец» заходят в залив Петра Великого и производят морскую опись и промер залива.
20 июня (старого стиля) 1860 г. в бухту Золотой Рог вошел военный транспорт «Манчжур», которым командовал капитан-лейтенант Шефнер. С транспорта было высажено 40 солдат во главе с прапорщиком Комаровым и создан военный пост. Так был заложен город Владивосток.
После основания военных постов в заливах Петра Великого, Ольги и Владимира побережье Уссурийского края (ныне Приморского) стало более быстро осваиваться.
В 1871 г. во Владивосток из Николаевска-на-Амуре была переведена главная база Сибирской военной флотилии, а в 1880 г. во Владивостоке учреждено специальное гидрографическое ведомство — Отдельная съемка Восточного океана, преобразованная в 1897 г. в Гидрографическую экспедицию Восточного океана. Это ведомство должно было всесторонне изучать гидрографию нашего дальневосточного побережья.
Помимо промера и морской описи побережья и других гидрографических работ, Гидрографическая экспедиция Восточного океана, руководимая сначала М. Е. ко, а затем Б. В. Давыдовым, создала сеть опорных пунктов по изучению приливо-отливных колебаний уровня и произвела некоторые океанографические исследования в прибрежной зоне и в открытом море.
Большой вклад в изучение гидрологии дальневосточных морей сделал русский академик Л. И. Шренк. Он систематизировал все известные сведения о физической географии Японского моря в своих работах: «Очерк физической географии Северо-Японского моря» и «О течениях Охотского, Японского и смежных с ним морей».
Обширные океанографические работы в Тихом океане и дальневосточных морях начались в 1888 г. со времени плавания С. О. Макарова на корвете «Витязь». Макаров впервые провел тщательные глубоководные наблюдения в проливе Лаперуза; этими данными океанографы пользуются до настоящего времени. Не менее интересны его исследования режима лимана Амура и Корейского пролива. С. О. Макаров на основании научных экспедиционных материалов написал капитальный труд «Витязь» и Тихий океан. », изданный в 1894 г. Эта книга представляет первую полную сводку о гидрологии Тихого океана и дальневосточных морей. Она была переведена на многие языки и удостоена премии Академии наук и золотой медали Русского географического общества.
С установлением советской власти начинается новый период в исследовании дальневосточных морей. Через два месяца после изгнания белогвардейских банд и интервентов из Владивостока последовало решение правительства об организации Морских Сил Дальнего Востока и в их составе Гидрографической службы — Управления по обеспечению безопасности кораблевождения на Дальнем Востоке.
1925 г. стал поворотным в истории отечественных океанографических исследований на Тихом океане и в Японском море в частности. В этом году во Владивостоке была создана Тихоокеанская научно-промысловая станция (ТОНС), впоследствии реорганизованная в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). Это была первая научно-исследовательская организация на советском Дальнем Востоке, в обязанность которой входило развитие биологических и гидрологических исследований на дальневосточных морях. Организатором станции и первым ее директором в течение двух лет был известный советский океанограф К. М. Дерюгин.
Гидрографы попутно с основной работой проводят в Японском море глубоководные исследования. Так, во время рейсов сторожевых кораблей «Боровский» и «Красный Вымпел» в 1926 г. были выполнены продольные и поперечные гидрологические разрезы в северной части Японского моря. При этом исследовалась вся толща вод от поверхности до дна (до 3500 м).
В 1928 г. во Владивостоке на базе небольшой метеорологической обсерватории, существовавшей еще в дореволюционные годы, был создан Дальневосточный геофизический институт (Дальгеофизин). В его задачу входило изучение гидрометеорологического режима дальневосточных морей. Такие организации, как Гидрографический отдел Тихоокеанского флота, ТИНРО, Управление портовых изысканий Тихого океана (УПИТО) и Дальгеофизин, проводили систематические океанографические исследования.
Исследовательская работа усилилась с получением ТИНРО парусно-моторной шхуны «Россинанте». Эта шхуна была оборудована глубоководными лебедками, лабораториями и по тому времени считалась лучшим научно-исследовательским судном Советского Союза. В 1931 г. «Россинанте» сделала около 10 разрезов, перпендикулярных к берегу от мыса Поворотного до залива Де-Кастри. По объему работ и охвату акватории моря эта экспедиция относится к числу первых крупных советских экспедиций на Дальнем Востоке.
Во время Второго Международного полярного года в 1932 г. гидрологическими и гидробиологическими работами Тихоокеанской экспедиции руководил К. М. Дерюгин, а промысловыми — П. Ю. Шмидт. Япономорская партия экспедиции, возглавляемая Н. И. Тарасовым, работала на «Россинанте», кроме того, исследования в Японском море проводились на траулере «Аскольд». С этого времени океанографические работы в Японском море проводились каждый год.
В 1935 г. Дальневосточный геофизический институт был преобразован в Управление гидрометеорологической службы восточных морей. На «Россинанте»² Управление гидрометслужбы собрало обширный океанографический материал в заливе Петра Великого и в открытом море. Особенно следует отметить серию съемок, проделанных в 1936 г. на «Россинанте» под руководством Н. А. Белинского. Всего в течение года было сделано пять съемок, начиная с ранней весны и кончая поздней осенью. Океанографическое изучение Японского моря с гидрографических, рыболовных и специальных кораблей продолжалось в широких масштабах до 1941 г.
Во время Отечественной войны изучение моря было эпизодическим. После войны, особенно с приходом специального экспедиционного судна Института океанологии Академии наук СССР «Витязь», научно-исследовательские работы на дальневосточных морях достигли огромного размаха. В 1951 г. во Владивостоке образовался Дальневосточный гидрометеорологический институт, который вместе с Государственным океанографическим институтом (Москва) провел большие работы в Японском море.
Для послевоенных океанографических работ на морях Дальнего Востока характерны широкая кооперация и сотрудничество научно-исследовательских институтов и ведомств, заинтересованных в изучении моря. Ряд экспедиций был организован объединенными усилиями тута океанологии АН СССР, Гидрографического управления ВМС, Управления гидрометслужбы и Министерства рыбной промышленности. Среди них по масштабу выделяется весенняя экспедиция 1954 г., которая провела три съемки Японского моря, повторяющиеся через короткий промежуток времени (через 10 дней).
1 — Фрегат «Паллада» прошел на север до Императорской гавани, где зимой 1866 г. был затоплен, иначе его захватил бы объединенный англо-французский флот, так как Россия находилась в состоянии войны с Францией и Англией.
2 — Шхуна была приобретена в 1935 г. у ТИНРО Управлением гидрометслужбы.
Источник