Японское море цусимский пролив

Цусимский пролив — Tsushima Strait

Цусимский пролив ( 対 馬 海峡 , Tsushima Kaiky ) или Восточный канал (동수 로 Dongsuro) — это канал Корейского пролива , который находится между Кореей и Японией и соединяет Японское море , Желтое море и Восточно-Китайское море .

Пролив представляет собой канал к востоку и юго-востоку от острова Цусима , с японскими островами Хонсю на востоке и северо-востоке, а также с островами Кюсю и Гото на юге и юго-востоке. Он является самым узким к юго-востоку от Симоно-сима , южной оконечности острова Цусима , ограниченного там близлежащим островом Ики , который полностью лежит в проливе у оконечности острова Хонсю . К югу от этой точки Внутреннее море Японии смешивается с водами через узкий пролив Канмон между Хонсю и Кюсю с водами Восточного пролива, образуя одни из самых оживленных морских путей в мире.

Пролив был местом решающего морского сражения в русско-японской войне , Цусимской битвы между японским и российским флотами в 1905 году. Русский флот был практически уничтожен, а японцы потеряли только три торпеды. лодки.

СОДЕРЖАНИЕ

География

Длина Цусимского пролива составляет около 100 километров вдоль острова Цусима, а ширина в самом узком месте составляет около 65 километров. Пролив имеет глубину около 140 метров и ограничен островами Цусима с запада через север (от островов Гото ). Близлежащий остров Ики находится в проливе примерно в 50 километрах по направлению к Кюсю от южной оконечности Камино-сима (Южный остров).

Читайте также:  Привести примеры пищевой цепи моря

Через пролив проходит теплая ветвь течения Куросио . Возникнув вдоль Японских островов, этот поток проходит через Японское море, а затем ответвление, которое в конечном итоге впадает в Тихий океан в северной части Тихого океана через пролив Цугару к югу от Хоккайдо . Другая ветвь продолжается далеко на север и разделяется по обоим берегам острова Сахалин ; в конечном итоге впадает в Охотское море через пролив Лаперуза к северу от Хоккайдо и через Татарский пролив в Охотское море к северу от острова Сахалин около Владивостока .

Куросио приносит богатые рыбные ресурсы из Восточно — Китайского моря в Японском море, как японский Амберджек , японская ставрида, но в эти дни также приносит бедствия , как массовое скопление гигантских медуз Номуров и отходов из стран , по ходу тока.

Коммерческое паромное сообщение курсирует между Симоносеки на западной оконечности острова Хонсю и Пусаном (он же Пусан) в Южной Корее. Другой курсирует между Симоносеки и островом Цусима . Города Китакюсю (Кюсю) и Симоносеки (Хонсю) соединены перекинутым через океан мостом через пролив Канмон, соединяющим эти города с Нагасаки , который является столицей префектуры и управляет Цусимой и островом Ики. Пролив Канмон находится примерно в 85 милях (135 км) к востоку от центра острова Цусима, а сам город Нагасаки находится примерно в 100 милях (165 км) к юго-юго-востоку от южной оконечности острова.

Историческое влияние

Самое раннее поселение в Японии людей, больше всего похожих на современных японцев, на литоральном севере Кюсю рядом с Восточным каналом, подтверждается легендарными, историческими и археологическими свидетельствами и не вызывает сомнений. Диапазон дат, когда иммиграция началась с материка через Корейский полуостров на север Кюсю, от падения Четырех командорств Хань (108 г. до н.э.) до 4 века нашей эры. Исторически эти узкие места (т. Е. Весь пролив Корея / Цусима) служили шоссе для рейсов с высокой степенью риска (южная оконечность Корейского полуострова к островам Цусима, остров Ики и западная оконечность Хонсю) для торговли между странами Корейский полуостров и Япония

Проливы также служили путем миграции или вторжения в обоих направлениях. Например, археологи считают, что первые мезолитические миграции ( Дзёмон ) пришли на Хонсю примерно в 10 веке до нашей эры, вытеснив палеолитических людей, которые шли из Азии в Японию по суше более 100000 лет назад, когда уровень моря был ниже во время ледникового периода плейстоцена . Иммигранты из Кореи и Китая также внесли свой вклад в волну иммигрантов, прибывающих на Кюсю, хотя вопрос о том, кто, когда и сколько именно, является предметом интенсивных споров. Буддизм , наряду с китайской письменностью, первоначально был передан с Корейского полуострова через Восточный канал в Японию в V веке также через проливы. От Ики до Камино-симы, южной оконечности большого острова Цусима, около 50 километров. Пусан (Корея), до северной оконечности Цусимы, примерно так же через Корейский пролив. Это были огромные расстояния, которые нужно было преодолеть на небольших лодках в открытом море.

В монгольских нашествиях Японии пересекли это море и разорили Цусимский остров до проведения камикадзе — переводятся как «божественный ветер» — это тайфун , который сказал , чтобы спасти Японию от монгольского вторжения флота во главе с Хубилай в 1281 16 — го века, Тоётомите Хидэёси был нацелен на завоевание Китая через Корейский полуостров из этого пролива.

Решающее морское сражение в русско-японской войне , Цусимское сражение , произошло в проливе между японским и русским флотами в 1905 году; Русский флот был практически уничтожен японскими военно-морскими силами, потеряв всего три японских торпедных катера.

Территориальные воды Японии простираются до трех морских миль (5,6 км) в пролив вместо обычных двенадцати, по сообщениям , чтобы ядерные -armed США ВМС кораблей и подводных лодок на пути пролива , не нарушая запрет Японии против ядерного оружия на своей территории.

Источник

Почему в Японии гораздо теплее, чем во Владивостоке, хотя они на одной широте. Объясняю на пальцах

Вы что-нибудь слышали о курортах Тернея? Отдыхали в санаториях Нельма? Бывали на пляжах Де-Кастри?

Если вам кажется, что столь красивые названия – это где-то в Италии, то нет. Все это – Россия . А точнее – наше побережье Японского моря.

Названия поселков я не придумал, они действительно существуют. Только вот никаких курортов там нет. Об этой местности вообще мало кто слышал, хотя, например, слова «Сочи», «Анапа», «Геленджик» и «Туапсе» – постоянно на слуху.

И вы просите, а эти-то черноморские города здесь при чем? А при том, что Приморский и Краснодарский края находятся примерно на одной широте . Вот для примера я перенес широты Сочи и Анапы:

Как видно, Владивосток расположен даже южнее Сочи. И даже еще южнее Владивостока у России есть территории. Однако, в Сочи растут пальмы, а в Приморском крае часть районов приравнено к Крайнему Северу – слишком уж суровый климат.

Так из-за чего же такая разница?

– Ну, на Дальнем Востоке же Тихий океан. А это более холодная штука, чем Черное море. Вот отсюда и разница.

Такой ответ понятен, но недостаточен. Ну, и что, что Тихий океан? В нем тоже есть жаркие районы, теплые течения.

Взять, скажем, ту же Японию. Причем не всю Японию, а конкретно – город Саппоро . Он расположен прям на той же широте, что и Владивосток. И тоже на берегу моря. Почти брат-близнец.

Расстояние между этими двумя городами – всего 800 км в широтном направлении. Однако, смотрите, какая между ними огромная разница:

Источник

Оборона Цусимского пролива в альтернативном русско-японском конфликте 1904 года.

ВСТУПЛЕНИЕ.

В прошлой моей статье я высказал условия, при которых возможно было избежать поражения в 1904 году. Это прежде всего, своевременная замена руководства флотом, в результате «блестящей» деятельности которого флот, военная мысль переживали упадок. Военное кораблестроение также не могло развиваться в условиях, когда при заказе судов не существовало преемственности, а приоритет всегда отдавался французским проектам. Люди, которые могли его заменить, были в наличии, например, великий князь Александр Михайлович, который имел явное стратегическое мышление, см. его записку о Желательном составе русского Флота, с предложением об образовании Мурманского Флота, и с использованием броненосных крейсеров; а также его мнение о замене калибра 152-мм калибром 203-мм, к которому он пришел одновременно с конструктором Бенедетто Брином. Имевшийся же в наличии генерал-адмирал мало интересовался такими скучными вещами, его внимание было приковано к скромной балерине Ксешинской, дом которой, как пишут, по роскоши уступал только императорскому дворцу.

При этом я не считаю, что этого было достаточно, чтобы избавить страну от других тяжелых потрясений, так как ее руководитель с завидным постоянством всегда выбирал самые худшие решения из возможных. Об этом в своих выступлениях хорошо говорит исследовательница Елена Прудникова, которая, как православный человек, казалось бы «должна» его защищать.

Тем не менее, этого хватило бы, чтобы не проиграть эту войну, затем, как уже планировалось, аннексировать всю Маньчжурию, население которой, в границах единой империи, распространилось бы по всей азиатской части страны, с тем результатом, что китайское население, где бы ни жило, нигде не ассимилируется. Напротив, за века оно ассимилировало множество других народов, и везде стремится добиться доминирования в области финансов и торговли. То есть выступает чужеродным элементом в странах проживания. Желание получить гражданство, и быть патриотом страны, гражданином которой хочешь стать, это разные вещи, как мы видим сейчас на примере Западной Европы, и уже на нашем примере тоже. Однако это была бы не единственная ошибка.

В очередной раз я убедился, что для некоторой части читателей совершенно безполезно указывать на источники. Они их принципиально не читают, и не видят, но бросаются спорить, по принципу: «если действительность не совпадает с моими взглядами, то тем хуже для нее». Собственно, именно поэтому я стал писать, и кажется, ничего не смог добиться, и не мог. Конечно, бывает, что историки или кто-то из военных деятелей не прав, но обычно на их ошибки впервые указывают лица, которые имеют собственные глубокие исследования по данной теме. Поэтому я рекомендую источники в своей предыдущей статье.

Кратко, смысл предыдущей статьи состоит в следующем. Чтобы не проиграть эту войну, было достаточно, что в результате замены руководства флотом:

— На Дальнем Востоке строятся недостающие ремонтные мощности (для чего можно принять предложение Чарльза Крампа), благодаря чему старые броненосные крейсера остаются на Дальнем Востоке.

— За основу кораблестроительной программы берется структура адмирала Алексеева от 1897 года, в которой вместо бронепалубных крейсеров в 6000 тонн строятся броненосные крейсера и более легкие разведчики. Так как выбранная структура флота была не оптимальной — смотри мою предыдущую статью.

— Броненосцы строятся на основе казематной схемы, а не французской башенной, согласно неизменным взглядам генерал-адмирала. Благодаря этому не тратится почти год на ожидание французских чертежей (которые надо еще адаптировать для местных условий), и требуется меньшее время на строительство, за счет менее сложного проекта.

— Вместо Порт-Артура берется и укрепляется остров Каргодо. Так думали не только «кровавые» (по мнению читателя моей предыдущей статьи) царские адмиралы, но и многие историки, начиная от видного советского историка М.А.Петрова, и кончая монархистом Галениным.

При условии выполнения первых 3-х пунктов, на Тихом Океане можно было собрать флот даже больший, чем у Японии (и чем у меня в альтернативе), но это означало бы оголить Балтику, и иметь трудности при содержании почти всего флота на Дальнем Востоке. В чем не было ничего хорошего, так как здесь не было построено необходимой инфраструктуры. Строить же корабли, и не строить для них инфраструктуру безсмысленно. Чисто теоретически, можно было купить лишний десяток броненосцев (и что за тяга у некоторых читателей к броненосцам, когда нужен сбалансированный, причем для данного театра, флот?), но без достаточных ремонтных мощностей они бы быстро вышли из строя.

Я не буду моделировать сражения, потому, что не должен думать, что некая удачная мысль пришла в голову именно русскому адмиралу, а не японскому адмиралу, или его английскому советнику, а приведу анализ сил и средств.

СРАВНЕНИЕ СИЛ

Тихоокеанский Флот (в моей альтернативе) состоит из: 3-х тихоходных броненосцев типа Петропавловск, 2-х броненосцев-крейсеров типа Пересвет, 4-х новых броненосцев типа Ретвизан. Всего 9 единиц.

Броненосных крейсеров: 3-х старых, Мономах, Донской, Адм. Нахимов: 2-х рейдеров типа Рюрик, 4-х новейших, типа Олег. Всего 9.

Крейсеров 2 ранга: старый Адм.Корнилов, 2-х типа Диана, 6 новых быстроходных, типа Боярин. Всего 9. На 1 броненосец приходится по 2 крейсера, учитывая и устаревшие. Все указанные типы альтернативные, (кроме Рюриков, и типа Петропавловск), и описаны в предыдущей статье. Их вооружение указано и в приложении к данной статье.

В броненосных силах у России 9 броненосцев и 4 новых броненосных крейсера против 6 броненосцев и 8 броненосных крейсеров у Японии, или 13 единиц против 14-ти (с апреля 1904 года, с вступления в строй Ниссина и Кассуги, до этого у русских имеется превосходство). Бортовой залп линейных сил у русских несколько сильнее. Преимущество японцев: 3 русских более старых броненосца тормозят остальные на 2 узла. Преимущество русских: долговременная скорость их броненосных крейсеров на 2-2,5 узла выше, чем у японских. Русским, возможно, будет труднее реализовать свое преимущество, однако в целом силы примерно равны. Чтобы избежать охвата головы своей колонны, кроме применения своих броненосных крейсеров, русские могли применить прием уклонения в сторону от японской эскадры. (Для аналогии, так же поступали летчики во 2 мировую войну, вставая в оборонительный круг. Здесь круг замыкать не надо. Японские суда, идя по более длинному радиусу, теряют преимущество в ходе. )

Примечание. Один из комментаторов (типичных, к сожалению) пишет, что здесь у меня «системная ошибка», так как один из японских броненосцев имел пониженную скорость. Однако, не имея агентурной разведки, русские не могли узнать о его текущем состоянии, а в своем анализе должны были учитывать известные им паспортные данные, так как неисправности обязаны исправляться. Наконец, в бою в Желтом море японская эскадра двигалась быстрее русской, и стремилась охватить голову колонны. Но какая разница, если «нашли системную ошибку»!

Расчет бортового залпа линейных сил.

К строю старых русских броненосцев можно присоединить броненосный крейсер Адмирал Нахимов, и тогда преимущество эскадры в артиллерии возрастет. Японцы не могут присоединить никого, так как их два устаревших броненосца слишком тихоходны.

Русские броненосные крейсера здесь действуют в отдельной линии, подобно японским бронепалубным крейсерам при Ялу. В цитате теоретика и участника этой войны, приведеной в предыдущей статье, сказано, что они: «действуют в отдельной линии , пользуясь скоростью… восполняющей … слабость брони».

В крейсерских силах (со скоростью выше 18 узлов) у русских состоят: 2 Дианы, 6 быстроходных типа Боярин, броненосные крейсера Рюрик и Россия, всего 10 единиц. У японцев: 6 крейсеров 2-класса (без 3-х тихоходных крейсеров 5-го отряда), и все 8 крейсеров 3-го класса, всего 14 единиц.

Бортовой залп японских крейсеров превышает залп русских крейсеров, однако он во многом приходится на крупную артиллерию, имеющую неудовлетворительную артиллерийскую платформу, так как она установлена на слишком малых для нее судах. Учитывая также большую сложность пристрелки одной лишь пары крупных орудий на японских судах, которые в щитовом исполнении имеют и пониженную скорострельность, а также броненосность двух Рюриков, русские не выглядят слабее.

Легких крейсеров со скоростью, достигающих 20 узлов у каждой стороны по 8 единиц, со скоростью, достигающих 22 узла — у русских 6, у японцев 4. В обоих случаях надо еще учитывать 4 быстроходных русских броненосных крейсера. Что касается японских броненосных, то английские офицеры, состоявшие при японском флоте, называли 19 узлов их максимальной скоростью, и эта цифра больше соответствует относительно невысокой мощности их машин, чем цифры, озвученные при кратком испытании. В реальности они не могли догнать Рюрики, из которых самый тихоходный имел 18,5 узлов. Но возможно, что наиболее быстрые среди них Асама и Токива могли дать 20 узлов.

Таким образом, у России наблюдается превосходство в том, что у нее есть 10 крейсеров, достигающих 22 узла, против 4-х японских. Это значит, японскому флоту будет очень сложно проводить разведку, и он может оказаться ослепшим, что обычно нивелирует даже численное превосходство.

Крейсера и броненосцы для береговой обороны (со скоростью менее 18 узлов). У России это 3 старых броненосных крейсера, Адм. Нахимов, Дм. Донской и Вл. Мономах, со скоростью 16 узлов, и при них состоит бронепалубный Адм. Корнилов.

У японцев 2 старых броненосца береговой обороны, со скоростью 13 и 14 узлов, и 3 бронепалубных крейсера типа Мацусима, со скоростью 16 узлов. Русские могут легко разбить Мацусимы, превосходя их по бронированию и вооружению, так как их крупные орудия, по одному на крейсер, критично устарели, и могут использоваться только против неподвижной цели. Если же японцы не разделят своих сил, то русские легко избегнут боя. Поэтому нет явного преимущества Японии, и этот класс не является решающим.

Таким образом, имеется примерное равенство сил флотов уже после вступления в строй Ниссина и Кассуги. При этом для Японии нападение становится неоправданным риском, имея в виду, что на Балтике уже готовы силы, готовые выступить на Тихий Океан.

УСЛОВИЯ НАПАДЕНИЯ ЯПОНИИ

В реальности для выступления Японии, по мнению ее руководства, требовалось 2 условия:

  • Неготовность бородинцев к 1904 году, о чем озаботилась убедиться лично японская делегация, прибывшая на переговоры.
  • Отсутствие в Порт-Артуре к началу выступления 10-ти броненосцев. В моем варианте броненосцев на базе Кардого только 9, однако имеется 2 новых броненосных крейсера (два других компенсируют реальные Громобой и Баян), что по японской же точке зрения компенсирует силу одного броненосца.

Таким образом, оба принятых условия нападения не выполняются.

ОБОРОНА ТИХООКЕАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ

Силы русского флота располагаются в Кардого. Отсюда можно подать помощь Владивостоку, что в случае расположения в Порт-Артуре совершенно нереально. 1-й отряд крейсеров (2 Рюрика и 2 Дианы) можно использовать для организации рейдов, и это удобнее, чем из Владивостока, однако согласно положениям Мэхена, а также ранее подписанному Россией соглашению о каперстве, это не произведет желаемого эффекта, и рассорит с нейтральными странами, на судах которых и перевозилась большая часть контрабандных грузов, и которые станут терпеть убытки. Однако отряд рейдеров может оттянуть на себя силы противника, что может оказаться полезным.

База в Каргодо не будет иметь проблем с продовольствием, так как Корея выступит на стороне того, чьи войска находятся на ее территории, то есть, в данном случае, на стороне России. Даже если Япония со временем пересечет пролив, менять сторону для Кореи будет уже поздно. Однако пока Японии противостоит не разгромленный флот противника, она не может осуществить десант, так как из-за тихоходности ее транспортов в 12 узлов, это означает ставить их в условия смертельного удара, как и флот, которому придется их прикрывать. В случае боя, этот флот будет связан транспортами, и не сможет их бросить, так как они беззащитны, что вероятнее всего приведет к поражению. Но даже высаженный десант нельзя снабжать без господства на море. Если на момент открытия боевых действий японцы имели бы в Корее какие-то отряды, они также остались бы без снабжения, и утратили боеспособность.

Остаются трудности русского флота в снабжении боезапасом, так как мы считаем, что железная дорога от Владивостока до Мозампо не достроена. Однако, для сравнения, снабжение Порт-Артура в мирное время более чем на 90% также осуществлялось по морю. Боеприпасы везли из Одессы, уголь даже во Владивостоке покупался у иностранцев(!), при том, что в Приморье находились залежи, немногим уступающие английскому Кардифу. Сухопутный путь был ограничен (и небезопасен, историк Лукоянов, на которого есть ссылка в предыдущей статье, приводит численность охраны дороги, и этих сил очень не хватало на фронте в начале войны, как впрочем и доброй половины Порт-Артурского гарнизона). А после начала войны этот путь скоро был перекрыт. Запасов для флота, хранящихся на базе, как и в реальности, должно хватить на несколько месяцев. Затем снабжение будет зависеть от хода боевых действий. Гарнизон Кардого не потребует 2,5 дивизий, значит, ему нужно меньше запасов, которые стандартно рассчитаны на год осады. За счет меньшего гарнизона можно увеличить запасы для флота.

При наиболее благоприятном развитии событий, если крейсерская война идет успешно, или помощь с Балтики приходит без промедления, флот мог оставаться в Кардого, и снабжаться через Владивосток, с помощью быстроходных в 19 узлов транспортов, имевшихся в реальности у России, идущих под охраной боевых судов, что стало бы важным аргументом для наступательной стратегии, которая только одна приводит победу в войнах. Для охраны конвоев можно привлечь 8 легких крейсеров со скоростью не ниже 20 узлов, 4 новых броненосных крейсера и броненосную Россию, со скоростью 19,5 узлов, не ниже, чем у транспортов. Всего 8 бронепалубных и 5 броненосных. У японцев, для того, чтобы нагнать конвой, есть в лучшем случае 8 бронепалубных крейсеров, достигающих 20-ти узлов, и два наиболее быстроходных броненосных, Асама и Токива. В случае боя русские имеют преимущество.

Но скорее надо считать 4 быстроходных японских крейсера против всех 13-ти, так как для того, чтобы нагнать конвой за светлое время суток, нужно иметь превосходство в скорости большее, чем на 1 узел. (В ночное время конвою достаточно сменить курс, и тогда противник, даже более быстроходный, его теряет.) Таким образом, у японцев мало быстроходных сил для успешной крейсерской войны.

Вероятным ходом боевых действий может стать постепенное выбивание японских крейсеров, как в нашей реальности происходило с русскими миноносцами. Потому что бронепалубные крейсера со скоростью 20 узлов, особенно японские, нельзя будет выпускать в одиночку, но японцам придется это делать, так как 4-х быстроходных «собачек» достаточно только против более слабого и более пассивного противника. В этом случае снабжение базы с помощью морских конвоев станет реальностью. Уничтожить конвои с помощью миноносцев будет очень сложно, так как сперва надо провести эффективную разведку, чтобы не искать врага там, где его нет. Что сделать трудно, учитывая превосходство русских в быстроходных крейсерах. Во-вторых, миноносцы при обычных условиях или отгоняются крейсерами, или уничтожаются, еще до достижения дистанции эффективной минной атаки. Причем если крейсера с калибром 152-мм при массированной атаке могут и не справиться, то с многочисленной 120-мм артиллерией, как в данном варианте, идеально подходят для этой цели.

В отличие от реальности, укрепление русскими Кардого потребовало бы от японцев укрепления Цусимы, что означало забирать ресурсы у главной базы Сасебо. У русских появилась бы ясная цель: захват Цусимы, и они могли получить инициативу, так как японцы были обязаны защищать этот пункт.

Однако, так как ход боевых действий может пойти по иному пути, возможен вариант, когда из-за исчерпания флотских запасов потребуется прорыв из Кардого во Владивосток. Он отличался бы тем, что путь был бы в 2 раза короче, чем из Порт-Артура, причем, при движении русских мимо японских баз японцы могли дать бой, затем пополнить боезапас и попытаться нагнать, чтобы дать новый бой. Здесь же такой возможности у них нет. Поэтому, при равенстве сил, понеся в бою с японцами равные потери, флот пройдет во Владивосток. Время, пока он будет находиться в Каргодо, будет сэкономлено для подхода сухопутных войск, а японцам затем потребуется брать остров штурмом. Причем флот может вернуться к нему на помощь.

Так как 2 крейсера итальянской постройки вступают в строй в апреле, то до этого срока русские имеют превосходство. Поэтому японцы вряд ли откроют боевые действия раньше этого срока. Неожиданная японская атака в Кардого, как под Порт-Артуром, невозможна. К началу года на Балтике (в альтернативе) полностью готовы к выступлению 3 новых броненосца и 2 легких крейсера, которые придут на Тихий океан не позже, чем через 3 месяца (для одиночного корабля достаточно 2-х месяцев), когда флот еще находится в Кардого.

Японцы могут попытаться их перехватить, но тут все зависит от русской морской разведки, которая имеет, как выше сказано, лучшие возможности, чем японская, и от активности основного флота. Например, флот мог пойти навстречу Балтийской эскадре, как предлагал сделать Великий Князь Александр Михайлович на штабных играх, посвященных будущей русско-японской войне.

Если балтийская эскадра будет ожидать еще одного броненосца и 2-х броненосных крейсеров, которые находятся уже на заключительном этапе ввода в строй, то ее следует ожидать не позже конца осени 1904 года. Так как у японцев нет превосходства, то маловероятно, что до этого срока они достигнут решающего перелома в свою пользу, а ведь Япония могла надеяться только на блицкриг, так как подходит помощь с Балтики, а железная дорога у Байкала соединяется. В таких условиях японское выступление в 1904 году авантюрно, и имеет ничтожные шансы на успех, и в таких условиях войны не объявляются. Здесь возможны различные варианты, в том числе переориентация Японии на другие цели.

Кроме того, в реальности Россия дает Китаю займ для выплат репараций Японии (эти средства России никогда не вернутся). В данной альтернативе Россия этого не делает, так железная дорога к Владивостоку проходит по собственной территории, и нет надобности в ее ответвлении к Порт-Артуру. А на обустройство Дальнего Востока нужно много средств. Нужно организовывать добычу собственного угля, как делали японцы (а не покупать у иностранцев), строить ремонтные доки и местное производство боеприпасов, хотя бы в минимальном варианте. То, что понимали еще при Петре I и Потемкине, но почему-то не понимали при Николае II (учреждение на Дальнем Востоке наместничества — копирование по форме, но не по содержанию).

Это значит, что у японцев не будет средств для строительства 6-ти броненосных крейсеров. Правда, я уверен, что этот займ Китаю даст кто-то другой, из тех, кто умеет взыскивать долги, но это сдвинет выполнение японской морской программы на более поздний срок. Поэтому в любом случае, об усилении японского флота по сравнению с нашей реальностью речи быть не может. Как пишет автор блога naval-manual в статье «Русско-японская. Локальные трудности»: «напряжение японских сил при создании флота 6-6 было аналогично напряжению сил России — в том случае, если бы Россия в тот же период попыталась создать флот, равный британскому. Сделайте паузу, ещё раз распробуйте эту мысль

Еще одной нереализованной возможностью был союз с Германией на Тихом Океане до 1902 года. Германия была готова как к нему, так и к союзу в Европе, причем позже предлагала России привлечь к этому союзу Францию, то есть в этом случае создавался блок против Англии. Но даже в ограниченном варианте, а именно на Тихом Океане, этот союз кардинально менял соотношение сил, и наверняка предотвращал союз Японии и Англии, так как не в традициях последней связывать себя обязательствами и воевать ради интересов других стран. Например, вот что по этому поводу пишет Айрапетов: « Кайзер весьма надеялся на развитие русско-франко-германского сотрудничества в Тихом океане . Он неоднократно щедро делился с русским дипло матом своим убеждением в том, что Япония не будет опасной объ единенным силам Германии и России «. Между тем, руководитель государства произносит такие слова не для пустого слова, а чтобы проинформировать другую сторону, и в ожидании ответа. Причем, при заключении союза, России можно было бы вполне обойтись и реальным флотом.

Для удобства читателя, я повторяю таблицу сравнения сил на Дальнем Востоке из предыдущей статьи.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Сравнение флотов на Тихом Океане

Остров Каргодо в качестве базы русского флота

Кораблик обозначает стоянку флота в заливе Каргодо

Источник

Оцените статью