Защита окружающей среды мирового океана

Экологическая защита Мирового океана

За последние годы был принят ряд важных международных соглашений по охране морей и океанов от загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка танкеров и сброс отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую и материальную ответственность за загрязнение вод океанов и морей.

Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.
Пути решения экологических проблем:

— Система экологических, технических и социальных мер одновременно.

— Международные соглашения по Мировому океану, ибо мертвый океан не нужен человечеству!

Наиболее серьезной проблемой морей и океанов в нашем столетии является загрязнение нефтью, последствия которого губительны для всей жизни на Земле. Поэтому в 1954 году в Лондоне прошла международная конференция, ставившаяся целью выработать согласованные действия по охране морской среды от загрязнения нефтью. На ней была принята конвенция, определяющая обязанности государств в этой области. Позже в 1958 году в Женеве были приняты еще четыре документа: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции юридически закрепили принципы и нормы морского права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы, запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными веществами. Прошедшая в 1973 году в Лондоне конференция приняла документы по предотвращению загрязнения с судов. Согласно принятой конвенции, каждое судно должно иметь сертификат — свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в исправном положении и не наносят ущерб морю. Соответствие сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт[12,с.22].

Читайте также:  Кавказские море или океан

Запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров, все сбросы с них должны выкачиваться только на береговые приемные пункты. Для очистки и обеззараживания судовых сточных вод, в том числе хозяйственно-бытовых, созданы электрохимические установки. Институт океанологии РАН разработал эмульсионный метод очистки морских танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию. Он заключатся в добавлении к промывной воде нескольких поверхностно-активных веществ (препарат МЛ), что позволяет осуществить на самом судне очистку без сброса загрязненной воды или остатков нефти, которую можно впоследствии регенерировать для дальнейшего использования. С каждого танкера удается отмыть до 300 т нефти.В целях предотвращения утечек нефти совершенствуются конструкции нефтеналивных судов. Многие современные танкеры имеют двойное дно. При повреждении одного из них нефть не выльется, ее задержит вторая оболочка.

Капитаны судов обязаны фиксировать в специальных журналах сведения обо всех грузовых операциях с нефтью и нефтепродуктами, отмечать место и время сдачи или слива с судна загрязненных сточных вод. Для систематической очистки акваторий от случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боковые заграждения. Также в целях предотвращения растекания нефти используются физико- химические методы. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосновении с нефтяным пятном полностью его обволакивает. После отжима пенопласт может использоваться вторично в качестве сорбента. Такие препараты очень удобны из-за простоты применения и невысокой стоимости, однако их массовое производство пока не налажено. Также существуют сорбирующие средства на основе растительных, минеральных и синтетических веществ. Некоторые из них могут собирать до 90% разлитой нефти. Главное требование, которое к ним предъявляется, — это непотопляемость.После сбора нефти сорбентами или механическими средствами на поверхности воды всегда остается тонкая пленка, которую можно удалить путем разбрызгивания разлагающих ее химических препаратов. Но при этом эти вещества должны быть биологически безопасны.

В Японии создана и апробирована уникальная технология, с помощью которой можно в короткие сроки ликвидировать гигантское пятно. Корпорация «Кансай сагге» выпустила реактив ASWW, основной компонент которого — специально обработанная рисовая шелуха. Распыленный по поверхности, препарат в течение получаса всасывает в себя выброс и превращается в густую массу, которую можно стащить простой сетью.Оригинальный способ очистки продемонстрирован американскими учеными в Атлантическом океане. Под нефтяную пленку на определенную глубину опускается керамическая пластинка. К ней подсоединяется акустическая пластинка. Под действием вибрации сначала скапливается толстым слоем над местом, где установлена пластинка, а затем смешивается с водой и начинает фонтанировать. Электрический ток, подведенный к пластинке, поджигает фонтан, и нефть полностью сгорает[11,с.55].

Для удаления с поверхности прибрежных вод пятен масел американские ученые создали модификацию полипропилена, притягивающего жировые частицы. На катере-катамаране между корпусами поместили своеобразную штору из этого материала, концы которой свисают в воду. Как только катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к «шторе». Остается лишь пропустить полимер через валики специального устройства, которое отжимает нефть в приготовленную емкость.С 1993 года был запрещен сброс жидких радиоактивных отходов (ЖРО), но число их неуклонно растет. Поэтому в целях защиты окружающей среды в 90-е годы стали разрабатываться проекты очистки ЖРО. В 1996 году представители японских, американских и российских фирм подписали контракт на создание установки по переработке ЖРО, скопившихся на Дальнем Востоке России. На реализацию проекта правительство Японии выделило 25,2 млн. долларов.Однако, несмотря на некоторые успехи в поиске эффективных средств, ликвидирующих загрязнения, о решении проблемы говорить рано. Только внедрением новых методик очисток акваторий невозможно обеспечить чистоту морей и океанов. Центральная задача, которую необходимо решать всем странам сообща, — предотвращение загрязнения

Конвенцией ООН по морскому праву установлены следующие нормы по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды:

1. Государства, действуя через международную организацию или дипломатическую конференцию, устанавливают международные нормы и стандарты для предотвращения загрязнения с судов.

2. Государства принимают национальные законы и правила для предотвращения загрязнения с судов, плавающих под их флагом.

3. Государства вправе устанавливать особые требования для предотвращения загрязнения, предъявляемые к иностранным судам, заходящим в их порты. Государство флага судна требует от капитанов судов, плавающих под его флагом, предоставления необходимой информации властям государства, установившего такие требования.

4. Прибрежные государства вправе устанавливать законы и правила для предотвращения загрязнения с иностранных судов, находящихся в их территориальном море, включая суда, осуществляющие право мирного прохода.

5. Прибрежные государства могут принимать законы и правила для предотвращения загрязнения с судов, находящихся в исключительной экономической зоне этих государств.

Конвенция предусматривает комплекс мер, обеспечивающих выполнение указанных требований:

меры с целью избежать загрязнения, вызванного морскими авариями.

Источник

Загрязнение Мирового океана и охрана окружающей среды

Проблемы загрязнения окружающей среды и, в частности, Мирового океана в последние десятилетия сильно обострились. Хозяйственная деятельность человека приводит к глобальным изменениям окружающей среды. Непрекращающийся рост населения Земли, рост промышленного и сельскохозяйственного производства приводят к различным последствиям, иногда представляющим серьезную опасность для будущих поколений. Охрана природы стала задачей нашего века, социальной проблемой.

Современная экологическая ситуация в Мировом океане характеризуется:

переносом загрязняющих веществ океаническими течениями на большие расстояния и поражением наиболее уязвимых изолированных и полуизолированных экологических систем (холодноводных, коралловых рифов и др.);

возникновением полей хронического загрязнения;

дальними переносами загрязняющих веществ воздушными потоками и их осаждением на подстилающую поверхность океана;

переносом загрязняющих веществ из поверхностных в более глубокие слои океана и накоплением их в морских организмах и взвесях.

Наиболее распространенный загрязнитель моря — нефть. Она в водоемах образует пленку, загрязняет дно и дает ядовитые растворимые компоненты. Этими факторами и определяется влияние нефти на биологические ресурсы моря. При разложении поверхностной пленки образуются летучие продукты, выделяющиеся в атмосферу. Оседающие на дно тяжелые фракции под влиянием бактерий тоже распадаются на различные вредные вещества. Нефтяная пленка на поверхности воды увеличивает поглощение солнечной энергии, что отрицательно влияет на планктон и подрывает всю пищевую цепь. Нефть вызывает прямое отравление организмов, она вводит вредные, в том числе канцерогенные вещества в морскую биологическую цепочку и пищевые ресурсы моря.

Нефть и нефтепродукты в умеренных количествах могут попадать в море, например, в результате перевозки в одних и тех же отсеках поочередно нефтепродуктов и забортной воды (в качестве балласта). Более опасны аварии танкеров с нарушением непроницаемости корпуса, в результате которых в море сразу выливается большое количество нефти. Такие разливы наносят большой ущерб окружающей среде, и бороться с ними бывает очень трудно. За многие годы перевозок нефтепродуктов и эксплуатации нефтяных скважин в мировой практике случались порой очень крупные разливы. Например, при аварии танкера «Торри Каньон» вылилось около 100 тыс. т нефти, танкера «Амоко Кадис» – 230 тыс. т. Всего в период 1974 – 1980 гг. в результате аварий танкеров в море вылилось 2731 тыс. т нефти, а при авариях судов других типов – около 166 тыс. т нефтепродуктов. Известна сравнительно недавняя (январь 1997 г.) авария отечественного танкера «Находка» вблизи берегов Японии. В условиях сильного волнения танкер с грузом мазута переломился на две части, кормовая оконечность затонула, а носовая была отбуксирована в Японию.

В Мировой океан попадают пестициды (химические препараты для борьбы с вредителями, сорняками, болезнями растений), в том числе гербициды (средства борьбы с сорняками). Они почти не поддаются биологическому разложению и, накапливаясь в планктоне и рыбе, попадают в организм человека.

Соединения азота и фосфора, значительная часть которых попадает в моря из почв, в которые вносились удобрения, приводят к быстрому размножению микроскопических водорослей и «цветению» воды; в результате уменьшается содержание в воде кислорода. Могут начаться процессы гниения.

Мусор, сбрасываемый в море, переносится на большие расстояния и, скапливаясь в прибрежных районах, ухудшает их санитарно-гигиеническое состояние. Он может загрязнять дно и ухудшать условия воспроизводства рыбы.

Сброс в море неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод представляет серьезную бактериологическую опасность.

В настоящее время охрана окружающей среды выделена в специальную функцию государства. Сюда входят: определение и учет воздействия общества на природу, поиск принципиально новых безотходных и малоотходных технологий, ресурсосберегающих методов производства и способов утилизации отходов; внедрение экономических методов охраны природы на основе платы предприятий за использование природных ресурсов, за выброс в атмосферу и сброс в водоемы загрязняющих отходов; планирование и осуществление мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с национальными программами; материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий; принятие нормативных актов, регулирующих порядок охраны природы; контроль за соблюдением природоохранного законодательства и состоянием природы; воспитание граждан в духе бережного отношения к природе.

Для ограничения вредного воздействия человека на окружающую среду существует широкий комплекс мер. Он включает экологическую экспертизу объектов и проектов строительства и реконструкции, контроль состояния окружающей среды, экономические меры и др. Для охраны морей от загрязнений с судов в 1973 г. была принята международная конвенция МАРПОЛ 73/78, дополненная Протоколом 1978 г. Она содержит основные юридические положения, вопросы передачи сообщений об инцидентах и арбитража, правила сброса загрязнителей с судов, уточняет ряд правил по предотвращению загрязнения нефтью. Кроме того, имеется еще несколько международных конвенций по вопросам охраны Мирового океана от загрязнений. В частности, приняты некоторые важные правила, касающиеся конструкции судов, перевозящих нефть и нефтепродукты.

Более подробно эти вопросы изучаются в курсе экологии (см., например, пособие Антоненко Н.Ю., Антоненко С.В. «Учет требований экологии в судостроении», ДВГТУ, 1995).

Источник

Проблемы Мирового океана и пути их решения

Мировой океан – это основная часть гидросферы. Водная оболочка земли покрывает 70,8% всей ее поверхности. Она хранит в себе огромные запасы растительных, животных, минеральных, энергетических ресурсов, которые вполне могут пополнить истощающиеся запасы суши.

При условии рационального использования, дары моря могут быть практически неисчерпаемы. Но, в настоящее время, объемы их потребления увеличились настолько, что естественное воспроизводство замедлилось или полностью прекратилось. Перед современными учеными встала задача найти оптимальные пути решения проблем экологического здоровья Мирового океана.

Глобальные проблемы мирового океана

Масштабы использования ресурсов морских вод человеком поистине огромны. Во многих случаях, их освоение было нерациональным, и это привело к появлению целого ряда серьезных проблем:

  • Глобальное потепление.
    В результате повышения средней температуры воздуха и возникновения озоновых дыр начался процесс таяния ледников. Это грозит катастрофическими явлениями – повышением уровня морей, серьезным ухудшением климатических условий, подтоплением прибрежных городов. Более других пострадают государства, использующие талые ледниковые воды в различных отраслях промышленности.

В 2019 году поставлен рекорд высоты температуры Мирового океана. Опубликовано исследование опубликованного в Advances In Atmospheric Sciences где продемонстрировано что в 2019 Мировой океан прибавил + 0,075 градуса к среднему показателю наблюдений за 1981-2010 годы.

  • Расходование морских вод.
    С развитием промышленности и сельского хозяйства началось активное их использование. Это ведет к постепенному уменьшению небезграничных запасов. На выращивание одной тонны сельскохозяйственных культур уходит примерно тысяча кубометров воды.
  • Использование биологических ресурсов.
    С развитием науки и техники применяются методы массового отлова рыбы и морепродуктов, из которых пятая часть приходится на нелегальную ловлю. В год – это примерно 500 тысяч тонн.
  • Использование территории Мирового океана, как арены военной активности.
    Ведение боевых действий и военных учений, испытания атомного оружия, создание военных баз наносит всему животному и растительному миру непоправимый вред, разрушает экосистемы, нарушает их биологическое равновесие.
  • Захоронение жидких и твердых радиоактивных отходов.
    В морские воды долгое время сбрасывались ядерные отходы. Это аварийные реакторы и боеголовки атомных подводных лодок, отходы атомной промышленности и научно-исследовательской деятельности, упакованные в металлические контейнеры.
  • Загрязнение морских вод – одна из важнейших проблем.
    Нерациональная деятельность человека привела к загрязнению вод отходами нефтяной промышленности, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами, бытовыми сбросами, отходами сельского хозяйства. В процессе круговорота из воздуха в моря попадает большое количество угарного газа, метана, компонентов сажи.

Пути решения проблемы разумного освоения Мирового океана коротко можно определить так: сохранение чистоты океанических вод и возврат к рациональному использованию его ресурсов.

Использование Мирового океана с точки зрения права

Ранее, проблема использования вод Мирового океана решалась в соответствии с принципом «свободного моря». В соответствии с ним, его основные площади были объявлены свободными, а все национальные права прибрежных государств распространялись только на территориальные воды узкую полосу воды, примыкающую к берегу.

В конце ХХ века ситуация изменилась. На Конференции ООН по вопросам морского права, состоявшейся в 1982 году, была принята Конвенция, законодательно расширившая сферу действия государств на морской территории. Было введено понятие прибрежных экономических зон, шириной 200 миль, на которых державам разрешалась любая хозяйственная деятельность.

Кроме того, государства могли осуществлять суверенные права (в части добычи полезных ископаемых) над континентальным шельфом, если его границы находятся не далее 350 миль от берега. Постепенно перестал действовать принцип «свободного моря».

Для решения проблемы использования природных ресурсов международной зоны морского дна, были созданы Комитет ООН по морскому дну и Международный орган по морскому дну.

Для защиты вод океана была разработана «Программа ООН по окружающей среде», регулирующая экологичное использование морских ресурсов. Учреждена «Глобальная программа действий по защите морской среды в результате осуществляемой на суше деятельности», помогающая решить вопросы совместного существования и развития земных и морских экосистем.

Вопросами безопасного судоходства занялась Международная морская организация, которая разработала правила, позволяющие сократить количество вредных газов, выбрасываемых в атмосферу судами (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, 1973 год).

Проблема загрязнения мирового океана

Проблема освоения Мирового океана впервые встала в шестидесятых годах прошлого века, когда стало ясно, что естественного воспроизводства водных биоресурсов недостаточно, чтобы восстановить утраченное равновесие. Сегодня эта проблема обостряется и требует скорейшего решения.

Постепенно идет необратимое отравление флоры и фауны, гибель ценных экосистем, упадок рыбного и морского хозяйства. Существует несколько основных загрязнителей. В первую очередь – это нефть и нефтепродукты, стоки, бытовые отходы, отходы сельскохозяйственной деятельности; не менее опасны последствия все усиливающегося теплового воздействия на водную толщу:

  • Нефть и нефтепродукты содержат токсичные масла, мазут.
    При разлитии нефти, на поверхности воды образуется плотная пленка, закрывающая путь солнечному свету и воздуху. Тонна нефти на поверхности воды представляет собой подвижное пятно диаметром до 12 км. толщиной – 2 см.
  • Закисление вод.
    Вид водорода, используемый в нефтепереработке, обладает большой химической активностью. Попадая в океан, он становится причиной снижения показателя рН.
  • Проблема пластика в мировом океане.
    Пластик регулярно попадает в воду в большом количестве (примерно 20 миллионов тонн ежегодно). Он, не разлагаясь, годами плавает в воде, заглатывается морскими животными, вызывает их гибель. Печально известно Большое Тихоокеанское мусорное пятно или Тихоокеанский мусороворот – скопление мусора в северной части Тихого океана.
  • Стоки – бытовые отходы, сбрасываемые в океан.
    В своем составе они содержат соли тяжелых металлов. Опасны в этом плане следующие отрасли: цветная и черная металлургия, химическая промышленность, нефтепереработка, текстильная промышленность. Существует закон, запрещающий бесконтрольно выбрасывать необработанный мусор в море, но многие организации игнорируют его.
  • Тепловое загрязнение.
    Сброс нагретых сточных вод в море приводит к повышению средней температуры воды на несколько градусов. В результате, нарушается правильный обмен поверхностных и глубинных течений. Загрязненные воды начинают цвести.
  • Отходы сельского хозяйства.
    Это гербициды и пестициды, попадающие в ближайшую реку а, затем, с течением, и в океан. Живя в отравленной воде, морские организмы болеют, гибнут, страдают от нехватки кислорода.

Регулярно проводимый мониторинг актуальных проблем загрязнения мирового океана показывает, что поражаются и прибрежные воды, где развито судоходство, и дальние районы открытого океана. Это опасная тенденция. Загрязнение гидросферы способно повлиять на ее животный и растительный мир и привести к глобальным изменениям климатических условий земного шара.

Проблемы Индийского океана

Основные проблемы и беды Индийского океана – загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами. Здесь проходят стратегически важные нефтяные артерии и мировые нефтяные пути, поэтому часты:

  • аварии нефтяных танкеров;
  • эксплуатационные сбросы нефти;
  • повреждения нефтяных платформ.

Еще одна причина загрязнения – военные действия и учения, проходящие без экологического контроля.

Вредят водам океана тяжелые металлы (медь цинк хром мышьяк), пестициды, приносимые реками, или дождевой водой. Эти вещества опасны тем, что не разлагаются, накапливаясь, и отравляя морские организмы и людей, употребляющих их в пищу.

Еще одна проблема – большое количество пластика, который сбрасывается с пассажирских судов.

Для предотвращения экологической катастрофы предпринимается следующее:

  • государствами Индоокеанского региона подписан Кувейтский протокол о кооперации в борьбе с нефтяными и другими загрязнениями;
  • создаются резерваты и национальные морские парки.

Проблемы Тихого океана

Использование ресурсов Тихого океана идет энергично. Загрязнение вод провоцируют такие виды хозяйственной деятельности:

  • добыча полезных ископаемых;
  • судоходство;
  • ядерные испытания (сбросы радиоактивного топлива);
  • пассажирское судоходство;
  • рыболовство.

Сегодня истреблены редкие популяции тихоокеанских рыб и морских животных. Браконьерство приводит к вылову рыбы, идущей на нерест, краснокнижных редких видов. Поражены экологические системы. Некоторые территории покрыты нефтяной пленкой (берега Северной Америки, Панамский канал, Желтое море, северная часть Тихого океана).

Решение проблемы вод Тихого океана уже начаты. Ведутся мероприятия по искусственному их очищению, восстановлению погибших популяций флоры и фауны:

  • созданы охраняемые территории, заказники, где запрещены рыболовство и охота;
  • предпринята попытка сохранения экосистем Большого Барьерного Рифа;
  • создаются новые морские парки.

Проблема Атлантического океана

Постоянно усиливающаяся антропогенная нагрузка на воды Атлантического океана привела к потере функции самоочищения. К тому же, этот водоем – место активного рыбного промысла. Известен и еще ряд проблем, появившихся вместе с развитием технологического прогресса:

  • Радиационное загрязнение вод.
    Причина – атомные электростанции, отходы которых сбрасываются в воду, захоронение радиоактивных отходов.
  • Загрязнение отходами нефтепереработок.
    По водам Атлантического океана проходят маршруты следования нефтеналивных танкеров.
  • Искусственное изменение состава воды.

Проблемы Северного ледовитого океана

Нерациональная хозяйственная деятельность человека стала причиной формирования непосильной нагрузки на аквальные комплексы Ледовитого океана. Примеры нарушений говорят сами за себя:

  • отлов морских обитателей (моллюски, ракообразные, рыба);
  • охота на тюленей и морских котиков;
  • постоянное превышение допустимых показателей шума в результате курсирующего транспорта, мероприятий по геофизической разведке;
  • сбрасывание отходов нефти;
  • неконтролируемые захоронения радиоактивных отходов;
  • увеличивающаяся тепловая нагрузка.

В результате освоения берегов океана человеком, появились мусорные могильники. Мусор просто выбрасывался на лед и вмерзал в него. В океан сбрасываются и канализационные стоки. Количество неочищенной жидкости определяется десятками миллионов кубометров в год.

Для улучшения экологической ситуации северной полярной зоны создан Международный Арктический совет. Восемь государств, которые расположены на берегу Ледовитого океана, приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики. Разработан план по ограничению антропогенной нагрузки на воды Северного Ледовитого Океана.

Пути решения проблем мирового океана

Стремительно развивающийся технический прогресс положил начало появлению экологических проблем на планете, в числе которых – антропологическая нагрузка на воды Мирового океана. О ее насущности говорят только ученые-экологи, а общество и политические силы еще недостаточно включены в ее решение. А, между тем, остановить негативное воздействие человека на окружающую среду можно только совместными усилиями.

На Конференции ООН по устойчивому развитию, прошедшей в июне 2012 года (РИО+20) были, в числе прочих, названы меры по решению проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана:

  1. Защита от незаконного отлова рыбы, разрушения экосистем и отрицательного воздействия изменения климата.
  2. Увеличение площади охраняемых территорий.
  3. Ужесточение экологического контроля природоохранных служб над судами при перевозках опасных грузов.
  4. Постоянное исследование состояния вод.
  5. Внедрение массового использования экологически чистого топлива.
  6. Развитие мусороперерабатывающих комплексов в прибрежных районах.
  7. Привлечение внимания человечества к проблеме загрязнения мирового океана.

Для привлечения внимания общества к проблеме загрязнения пластиком Мирового океана в Сингапуре на набережной установлена фигура кита, созданная из 5 тонн пластиковых отходов, выловленных в океане.

Российскими учеными для решения проблемы разработана и внедряется федеральная программа «Мировой океан». Цель ее – охрана, поиск путей рационального использования ресурсов и просторов водной оболочки земли.

Вывоз и утилизация твердых коммунальных отходов (ТКО)

Способы утилизация ТБО: захоронение, компостирование, пиролиз и плазменная переработка

Что входит в состав ТКО? Морфологический состав твердых бытовых отходов

Как рассчитать среднюю плотность ТКО?

Чем отличаются твердые бытовые отходы и твердые коммунальные отходы?

Правила сортировки твердых бытовых отходов

Появилась новая строка в квитанции – обращение с ТКО

Что такое твердые промышленные отходы, их классификация и способы утилизации

Утилизация жидких и твердых отходов

Вывоз ТБО из многоквартирных домов – это коммунальная или жилищная услуга?

Расшифровка понятий ТБО и КГМ: одно и то же или нет?

Правила организации и содержания контейнерных площадок для сбора ТБО

Источник

Оцените статью