В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ КАСПИЯ
Американский кладоискатель Билл Уоррен намерен найти на дне Каспийского моря затонувшие корабли и их сокровища
Автор: Джейхун НАДЖАФОВ Баку
Известный американский дайвер, охотник за сокровищами Билл Уоррен загорелся идеей исследовать затонувшие корабли на Каспии. Уоррен уже несколько лет живет в Баку. Он официально обратился с этой инициативой к государственным структурам Азербайджана, и его предложение находится на рассмотрении. Уоррен является автором книги «Кораблекрушения и открытия», нырял в поисках затонувших кораблей в Тихом, Индийском, Атлантическом океанах, в Черном море и других регионах планеты. О том, что же привело знаменитого дайвера в Азербайджан, с читателями R+ делится сам Билл УОРРЕН.
— Для начала расскажите, как вы оказались в Баку?
— Я приехал в Баку 4 года назад, чтобы встретиться с будущей супругой, красивой азербайджанской девушкой по имени Гюльшан. Мы познакомились и несколько месяцев общались по Интернету, затем она пригласила меня в Баку. Мне было известно, что Азербайджан — богатая нефтяная прикаспийская страна, но ничего не знал об азербайджанской культуре и замечательном городе Баку. Еще одной причиной моего визита в Азербайджан является бизнес, который планирую начать здесь.
— Как получилось, что вы решили раскрыть тайну затонувших кораблей на Каспии?
— Дайвингом начал заниматься в конце 70-х годов в Калифорнии. Потом это увлечение перешло в бизнес. У меня была команда из 8 водолазов-охотников. Мы занимались подводной охотой на морского ежа у берегов Лос-Анджелеса. Во время одного из погружений на дне океана я нашел очень старый деревянный корабль. С того времени начал изучать историю затонувших кораблей, пытался выяснить, были ли на них золото, серебро, драгоценные камни, ювелирные изделия, китайская редкая керамика и т.д. На протяжении многих лет я нашел сотни затонувших судов по всему миру. Нырял за сокровищами затонувших кораблей в водах Африки, Багамских островов, Калифорнии, Великобритании, в Карибском и Черном морях. Это захватывающее занятие, и вознаграждение может быть очень большим. И везде, где работала моя команда водолазов и экспертов по электронной системе, позволяющей обнаружить на дне корабли, имелось разрешение властей страны, которому принадлежали территориальные воды.
— Почему же вас заинтересовал Каспий?
— Каспийское море предлагает уникальную возможность найти затонувшие в стародавние времена корабли. И я этим вопросом вплотную заинтересовался. За историю каспийского мореходства в результате штормов, ураганов, морских сражений, нападений пиратов затонуло очень много судов. Их можно найти по старым картам и современными техническими средствами. Грузы на этих судах были разнообразные и в некоторых случаях достаточно ценные. Научный сотрудник Музея истории Азербайджана, ученый-гидроархеолог Виктор Квачадзе стал проводить исследования, связанные с поиском затонувших кораблей, в 1968 году. За это время он обнаружил более 900 исторических артефактов в нескольких километрах от берегов Абшерона. Большинство предметов были найдены в мелководье. Водолазы также обнаружили затонувшие города. Среди найденных предметов есть относящиеся к бронзовому веку. Многие поднятые с глубины предметы выставлены в Музее истории Азербайджана. Очень много артефактов, представляющих историческую ценность, были найдены на затонувших кораблях известного русского казачьего атамана Степана Разина и военного флота российских правителей, начиная с Петра Великого. Эти исторические личности были ответственны за потопление сотни персидских кораблей. Морские сражения проходили вблизи берегов современного Азербайджана. А в 1970 году русский дайвер в составе команды водолазов нашел золотое изделие с драгоценными камнями, изготовленное в XVII веке, стоимость которого по тем временам составляла $1 млн. Книга, написанная руководителем той экспедиции на Каспии, дает много интересных подробностей о хранящихся на дне кладезях исторических ценностей.
Я предложил азербайджанскому правительству воспользоваться моим опытом дайвинга, чтобы исследовать затонувшие корабли и города в азербайджанском секторе Каспия. У меня для этого есть все что надо — компания, опытные специалисты по дайвингу. Кстати, в 70-е годы по результатам исследований азербайджанских ученых была издана книга «Каспийская Атлантида». Там говорится, что под водой есть не только корабли, но и поселения, крепостные стены, целый город. Так что с исторической точки зрения Каспий — это неизведанный мир потерянных городов и затонувших судов. Я также предложил организовать съемки документального фильма по нашим проектам, которые могли бы быть представлены такими телеканалами, как Discovery Channel, History Channel, National Geog-raphic Society и др.
— Что же является самым ценным в «коллекции» найденных вами затонувших предметов?
— К сожалению, самое ценное мы не смогли поднять на поверхность. В Маврикии, в Африке мы нашли английский корабль East Indiaman на глубине 5 м, в котором, судя по архивным данным, было несколько килограммов бриллиантов из Индии. Он затонул, разбившись о коралловые рифы. Нам не удалось спуститься на дно из-за бушующих над рифами огромных волн. Позже на Багамах мы нашли затонувший корабль английского короля Карла II. На этом корабле были драгоценные камни, золотые и серебряные монеты, доспехи, датированные 1670 годом, и тысячи различных исторических артефактов. Об этой нашей находке была статья в Тreasure Diver Magazine. Много ценностей мы нашли на затонувшем в 1633 году корабле времен Карла I. Этот корабль обнаружили во время экспедиции в Великобританию. Судно лежало на дне залива Ферт-оф-Форт в Шотландии, около Эдинбурга. Стоимость сокровищ, только королевских золотых изделий, которых было 280 штук, составила $2 млрд. Это были золотые предметы королевской посуды. Про крушение этого корабля и находившихся в нем сокровищах был снят документальный фильм. Сама королева Великобритании любезно написала нам письмо с благодарностью.
— Нам известно, что вы хорошо поете и даже собираетесь начать в Азербайджане джазовую карьеру…
— Да (смеется). Мне бы очень этого хотелось. Я начал петь, когда мне было одиннадцать лет. Мой первый сольный концерт состоялся в Лос-Анджелесе. В возрасте 17 лет я выиграл два национальных песенных конкурса США. Затем учился и совершенствовал свое искусство. Давал концерты в таких знаменитых концертных залах, как казино MGM Grand в Лас-Вегасе, в театре Hollywood Palladium, что находится на бульваре Сансет в Голливуде. Также давал концерты для многих благотворительных организаций, включая World Opportunities Intl, которая организует поставки продуктов питания, медикаментов для нуждающихся людей по всему миру, особенно в Мексику и Африку.
В 1985 году познакомился с Фрэнком Синатрой во время его пения в костеле, который позже попросил меня спеть на годовщине его свадьбы. Я также брал у него интервью на своем телевизионном шоу под названием Palm Springs Gold Show. В дальнейшем мы стали друзьями. Синатра научил меня некоторым музыкальным приемам, которые я использую и сегодня в моих концертах. К сожалению, в Баку мало знают об очаровательном творчестве классика джаза Френка Синатры. В основном я исполняю песни этого композитора. Недавно представители Минкультуры организовали мое прослушивание в Театре песни имени Рашида Бейбутова. Очень хотелось бы дать концерты в бакинской филармонии.
Источник
Корабли на Каспии — Часть Третья
Корабли на Каспии – Каспийский морской бассейн во время ВОВ
Часть Третья – Служба, Аварии и Гибель Кораблей .
“На Каспийском море до начала войны функционировали три пароходства Наркомата морского флота — «Каспфлот» (82 судна общей грузоподъемностью 87 тыс. т), «Касптанкер» (69 судов общей грузоподъемностью 205 тыс. т, в том числе 11 крупнотоннажных танкеров по 9500 т грузоподъемностью) и «Рейдтанкер» (122 судна общей грузоподъемностью 240 тыс. т).
С начала Великой Отечественной войны три каспийских пароходства — сухогрузное («Каспфлот»), нефтеналивное («Касптанкер») и рейдовое нефтеналивное («Рейдтанкер») — перестроили работу на нужды обороны страны.
Уже в июле 1941 года в Казахстан и республики Средней Азии началась эвакуация населения, демонтированного оборудования, хлебных грузов из западных областей страны. На Волгу отправляли нефть и нефтепродукты.
Из среднеазиатских республик в западные порты Каспия перебрасывали войсковые соединения, боевую технику и боеприпасы. Выполнение заданий Государственного Комитета Обороны (ГОКО) по перевозкам войск, пассажиров и грузов потребовало исключительного напряжения сил всех работников морского транспорта Каспийского бассейна. Десятки тысяч пассажиров, сотни тысяч тонн различных грузов, не предусмотренных никакими планами, предстояло перевезти в очень сжатые сроки. Для осуществления перевозок не хватало тоннажа.
Трудности выполнения задания ГОКО усугублялись тем, что в первые дни войны часть судов была передана Военно-Морскому Флоту (cм: “Часть Первая” и “Часть Вторая” статьи “Корабли на Каспии” – Сибор)), а в августе 1941 года несколько крупных транспортных судов принимало участие в перевозке советских войск, которые временно вводились в Иран в соответствии с существовавшим договором.
Моряки делали все, чтобы выполнить задания по перевозкам: сокращали сроки погрузки, выгрузки и ремонта судов, загружали суда сверх установленной нормы, приспосабливали для пассажиров грузовые помещения судов и размещали пассажиров на палубе. На палубах танкеров за июль-декабрь 1941 года каспийские моряки перевезли свыше 100 тыс. человек.
От Советского Информбюро
УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 16 Сентября 1941 года:
“ Советские моряки перевозят для Красной Армии сотни тысяч тонн грузов. Теплоход Каспийского пароходства, которым командует капитан Носков, в каждый рейс забирает сверх нормы большое количество нефтепродуктов. Систематически перевыполняет план перевозок крупный танкер Каспийского пароходства капитана Шифермана. Механик танкера тов. Семёнов первый в нефтеналивном флоте перевёл рулевое управление на работу сжатым воздухом вместо пара. Это экономит 800 килограммов топлива в сутки и позволяет брать дополнительный груз.”
В период боев за Северный Кавказ и Волгу фронт приблизился к Каспию, и морякам пришлось работать под ударами вражеских бомбардировщиков.
Особенно неистовствовала фашистская авиация на Астраханском рейде — горючее разгружали прямо под бомбёжками.
В результате налетов вражеской авиации и несчастных случаев в 1942 – 1944 годах Каспийский торговый флот потерял 32 транспортных судна, около 100 моряков погибло на своих боевых постах.” [http://zhurnal.lib.ru/k/kontrowskij_w_i/x96.shtml] [http://bibliofond.ru/view.aspx?id=69138]
“Более 90 процентов общего количества нефти, вывозившейся морем, шло через Бакинский порт. Морской путь Баку — Астраханский рейд являлся первым участком главного нефтяного конвейера СССР. Пунктами слива нефтепродуктов были Астраханский рейд, Махачкала, Красноподск, Гурьев.”
[http://militera.lib.ru/h/vayner_ba/04.html]
“К августу 1942 года произошло пополнение корабельного состава Каспийской флотилии пришедшими из Зеленодольска вновь построенными БО: «Артиллерист», «Минер» и «Торпедист». Позднее в ее состав вошли: «Боцман», «Зенитчик», «Дальномерщик», «Прожекторист», «Наводчик» и «Огнеметчик».”
[http://bibliofond.ru/view.aspx?id=69138]
«МОЛОТ» — грузовой пароход ( 498 брт.), “Каспфлот”.
[брт – брутто-регистровый тоннаж]
Дата и место гибели — 24.10.1942 года , Каспийское море. Координаты неизвестны.
“Грузовой корабль “Молот” вышел из Баку в Красноводск с грузом карбида кальция и пропал без вести, в порт назначения не прибыл. Погибло 18 членов экипажа, в том числе капитан парохода М. Г. Тер-Казаров.”
[ ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 11]
«АМЕРИКА» — паровая шаланда (995 брт), “Касптанкер”.
Дата и место гибели — 26.10.1942 год, Астраханский рейд.
“Паровая шаланда “Америка” находилась на 14-футовом рейде вместе с другими судами. Во время налета немецкой авиации получила повреждения, загорелась и затонула. Сторожевой катер «М-14» спас 8 членов экипажа. Погиб 1 человек. 31 октября 1942 года шаланда была поднята AСО КВФ и отбуксирована на мелководье, в 1952 году была разрезана на металлолом.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8415. л. 326; Боевая летопись , с. 376.]
“26 октября на Астраханском рейде, примерно в 22.00, получив попадание от немецкой бомбы, загорелась и затонула шаланда «Америка” (995 брт.). Сторожевой катер «М-14” спас 8 чел. Погиб 1 чел. Через пять дней шаланда была поднята со дна и отбуксирована на мелководье. Возиться с ее ремонтом оказалось слишком накладно, и она пробыла на отмели до 1952 года, пока не была разрезана на металлолом”.
«УДАРНИК» — буксирный теплоход(3110 брт) , штабное судно, “Рейдтанкер”.
Дата и место гибели — 26.10.1942 года , 22 ч 30 мин, Астраханский рейд.
“Во время авиационного налета теплоход “Ударник” вышел на помощь п/ш “Америка”, получившей повреждения от бомб. Был атакован самолетом Хе-III(«Хейнкель”). Взрывом бомбы (торпеды) у “Ударника” оторвало носовую часть и снесло рубку. Судно быстро затонуло. Часть экипажа спаслась на шлюпке и на теплоходе “Урицкий” была доставлена в Астрахань. Погибло 13 членов экипажа., в том числе капитан теплохода Н. В. Краснов и заместитель начальника Рейдтанкера С. И. Галкин. Ранено 12 человек.” [ ЦГАНХ, ф. 8045. оп. 3, д. 8408, л. 23-25, 69, 70-71, 271 ]
«АГАМАЛЫ ОГЛЫ» — танкер (водоизмещение 800 т), “Касптанкер”.
“Танкер “Агамалы оглы”, в трюмах которого находилось 10 тыс. т. нефтепродуктов, 7 октября 1942 года чудом уцелел. От близких разрывов бомб на нем начался пожар, был тяжело ранен капитан А. Б. Раджабов, однако команде удалось сбить пламя, а затем буксиры отвели танкер в порт-пункт Баутино.
27 октября 1942 года танкер доставил из Баку на Астраханский рейд горючее. В это время налетели самолеты противника. Одна из бомб угодила в мостик танкера, начался пожар. Во время налета погиб весь расчет судового орудия, был ранен капитан судна А.Б. Раджабов. Неуправляемое судно село на мель.
В этот критический момент на помощь терпящему бедствие танкеру подоспели военные корабли — БО «Артиллерист» и «Минер», плавучие зенитные батареи. Огнем своих пушек и пулеметов они рассеяли вражескую авиацию, уничтожив при этом один бомбардировщик. Затем началось спасение танкера, а «Артиллерист» и «Минер» с 29 по 31 октября несли охрану поврежденного судна и вели работы по снятию его с мели.
Месяц спустя, 31 ноября, «Минер» нес дозор на двенадцатифутовом рейде. В 16.15 сигнальщик доложил о появлении семи Ju-88. Они шли со стороны заходящего солнца, маскируясь в его лучах. Сброшенные бомбы не причинили танкеру вреда, а один из самолётов был сбит огнем пулеметов.”
[http://army.lv/ru/proekt-122/primenenie/495/550]
ШАЛАНДА № 21 <850 т (гр.)>, “Каспфлот”.
Дата и место гибели — 29.10.1942 года, Волго-Каспийский канал.
“Следуя из Астрахани на внешний рейд, Шаланда остановилась на ночь в Волго-Каспийском канале и подверглась нападению фашистских самолетов. От взрывов была разрушена носовая частьи судно заполнилось водой. Погибло 3 члена экипажа и 2 пассажира.Капитан судна Н. Г. Вихарев погиб Остальные 9 человек спасены п/х «Бакинец» и доставлены в форт Шевченко. “
[ ЦА ММФ, ф. 65, oп. 3, д. 91, л. 10; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8407, л. 217, 218.]
«КОМИНТЕРН» — танкер “Рейдтанкер”.
Дата и место гибели — 30.10.1942 года, Астраханский рейд, у Искусственного острова.
“Танкер “Коминтерн” следовал с рейда по каналу в село Оля (дельта Волги). В районе Искусственного о-ва подвергся атакам трех фашистских самолетов. Уклоняясь от них, пароход сел на бровку канала. В результате судно превратилось в неподвижную цель и получило прямое попадание бомбы. Возник сильный пожар и «Коминтерн” полностью сгорел. Экипаж на шлюпке высадился на берег. Погибло 3 члена экипажа. Капитан танкера Грошев был контужен. В 1943 году танкер “Коминтерн” был восстановлен, в 1960 году списан на металлолом.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8408, л. 78, 255, 256.]
«КУЛИБЕКОВ» — танкер(1754 брт), “ Касптанкер”.
Дата и место гибели — 15.11.1942 года, Астраханский рейд, 44°34′ с.ш., 48°28′ в.д.
“Танкер “Кулибеков” следовал с Астраханского рейда с пассажирами в п. Баутино (форт Шевченко) в охранении трех военных кораблей и вел на буксире землесос «СЗ-14», шаланду № 318 и баркас «Грузчик».
В районе банки Жемчужная в 16 ч 55 мин был атакован четырьмя Ю-88. В судно попало 3 бомбы, через 20 мин оно перевернулось и затонуло.
БО «Артиллерист» успел снять 43 человек (в том числе 12 детей), которые на «СЗ-14» на другой день были доставлены в п. Баутино.
Погибло 4 члена экипажа — на своих постах в машинном отделении старший механик И. И. Митюхин, механик И. И. Григорьев, машинист П. И. Рузавин, кочегар В. И. Смирнов. 1 человек был ранен. Капитан танкера М. И. Шлюпкин не пострадал.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8415, л. 178-180; ЦВМА, ф. 26, д. 21420, л. 36, 37, 40; Боевая с. 376-377.]
“15 ноября БО «Артиллерист» вместе с двумя плавучими зенитными батареями конвоировал танкер «Кулибеков», на буксире последнего были землесос и два мотобота. Четыре Ju-88 атаковали танкер, который от близких разрывов бомб получил серьезные повреждения и начал погружаться. На помощь подошел «Артиллерист». С тонущего судна было снято 43 человека. При отражении воздушной атаки удалось подбить два самолета
«ТАНКИСТ» — баржа, “Каспфлот”.
Дата и место гибели — 18.11.1942 года, п. Бендер-Шах.
“Во время погрузки баржа взорвалась в результате падения бочки с взрывчаткой. Горящая баржа была отведена от пирса и затонула. Погибло 6 человек.”
[ ЦВМА, ф. 26, д. 21420, л. 43; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 8407, л. 216.]
«ТАЛЫЧА» — баржа, “Рейдтанкер”.
Дата и место гибели — 29.11.1942 года, восточнее Астраханского рейда, 44°31′ с.ш., 49°28’в.д.
“Баржа “Талыча” следовала на буксире у букcирного парохода “Колхозник”. Во время 8-балльного шторма баржу разломило пополам. Кормовая часть баржи затонула. Сопровождавший этот караван ГИСУ «Тбилиси» спас 5 человек и доставил в форт Шевченко. Погибло 6 человек.” [ ЦВМА, ф. 26, д. 21420, л. 63, 64.]
ЛИХТЕР № 3032, “Рейдтанкер”.
Дата и место гибели — 27.07.1943 года, к северо-востоку от Махачкалы, 43°38′ с.ш., 48°34′ в.д.
“Лихтер № 3032 следовал на буксире у п/х «Джапаридзе» из Баку в Астрахань. Затонул во время шторма. Экипаж снят на буксирный пароход “Джапаридзе.”
[ ЦВМА, ф. 26, д. 21428, л. 215.]
«ОСЕТИН» — теплоход(1805 брт), “Каспфлот”.
Дата и место гибели. — 24.10.1943 года, 21 ч 30 мин, порт Красноводск.
“Теплоход “Осетин” стоял у причала порта Красноводск под выгрузкой в железнодорожные вагоны банок с порохом (1914 т). В результате возгорания пороховой пыли и взрыва пороха носовая часть судна, мачты и стрелы были деформированы; помещения, главные двигатели и механизмы обгорели. От столкновения при взрыве с п/х “Орленок” судно получило большую пробоину и затонуло.
14 человек погибло, 6 человек, в том числе капитан теплрхода Петров, было ранено.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 942, л. 29, 44, 45, 70; д. 8407, л. 221- 222; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 17]
«ОРЛЕНОК» — грузовой пароход(1440 брт) , “Каспфлот”.
Дата и место гибели — 24.10.1943 года, 21 ч 30 мин, порт Красноводск.
“Грузовой пароход “Орленок” стоял у причала порта Красноводск по корме у т/х “Осетин” под выгрузкой в вагоны банок с порохом (280 т). В результате возгорания и взрыва пороха и от столкновения с т/х “Осетин” корпус судна разломился и деформировался, палубные механизмы и двигатель были разрушены, мачты обгорели, все трюмы заполнились водой.
Погибло 3 человека, ранено 7 человек.” [ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 942, л. 27, 44, 45, 70; д. 8407, л. 221, 2,22; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 17]
«МУРАВЬЕВ» — танкер, водолей( 931 брт), “Каспфлот”.
Дата и место гибели — 24.10.1943 года, 21 ч 30 мин, порт Красноводск.
“Во время взрыва пороха в порту Красноводск танкер “Муравьев” стоял у борта п/х “Орленок”, передавая ему воду. В результате взрыва и пожара корпус судна получил большие деформации, сгорела палуба и надстройка.
10 человек погибло, 11 человек ранено. Капитан танкера К. Е. Владимирцев не пострадал.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 942, л. 31, 44, 45, 70; д. 8407, л. 223; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 17.]
«. Я помню также взрыв в Красноводском порту в 1943 году, когда при разгрузке пороха взорвался пароход «Орлёнок», а вместе с ним «Осетин» и «Водолей». С шаумянки, где я жил тогда, хорошо были видны всполохи, отражаемые каменной стеной. Позже. в детстве, мы часто ходили купаться к останкам «Орлёнка», и даже в 1947 году, собирали по всему побережью артиллерийский порох — коричневые столбики со сквозными отверстиями внутри. ..» (из воспоминаний очевидца – жителя Красноводска) [ krasnovodsk.borda.ru ]
Версия: «. В Иране работали немецкие агенты, осуществлявшие диверсии. Они устанавливали на судах, которые направлялись в СССР, взрывные устройства с часовым механизмом, особенно при погрузке коробок с порохом. Переход составлял 5-6 часов и взрыв происходил при выгрузке в порту Красноводск. Гибли люди, горело портовое оборудование… » [ www.65.my1.ru ]
«КУЙБЫШЕВ» — Морской сухогрузный теплоход (1805 брт), “Каспфлот”.
Дата и место гибели — 29.10.1943 года, южная часть Каспийского моря, 39°37′ с.ш., 50°44′ в.д.
“28 октября в 20: 00 часов теплоход “Куйбышев” вышел с импортными грузами из порта Ноушехр в Махачкалу. В порт назначения не прибыл. Погиб по неизвестной причине на подходах к Апшеронскому п-ову. 30 октября п/х «Дарвин» видел в этом районе мачту, шлюпки, обломки судна. Поиски т/х «Куйбышев» продолжались до 9 ноября, но больше ничего обнаружить не удалось.
Весь экипаж (41 чел.) вместе с капитаном теплохода Е. А. Ровинским погиб.”
[ ЦВМА, ф. 26, д. 21428, л. 293, 294; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 91, л. 17.]
ШАЛАНДА № 19 — 1700 т (гр.), “Каспфлот”.
Дата и место гибели — 12.01.1944 года, возле Апшеронского п-ва.
“ Шаланда № 19 на буксире у п/х «Лозовский» следовала из порта Бендер-Шах в Баку с 812 т. импортного груза (нефтетрубы, 12 танков). Во время 7-балльного шторма шаланда получила опасный крен, в трюм начала поступать вода. В районе Шаховой косы на помощь каравану подошел п/х «Туркменистан». Во время перегрузки мотопомпы на шаланду она перевернулась и затонула. Погибло 5 членов экипажа, капитан шаланды В.И.Черемин и весь груз.”
[ ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1293, л. 357; ЦА ММФ, ф. 65, on. 3, д. 91, л. 17.]
Источник