- Железные дороги Сахалина или одна из уникальных достопримечательностей острова.
- Сахалинская железная дорога: история, протяженность, станции, расписание поездов и государственное значение
- Протяженность, основные линии и ключевая особенность
- Для начала немного истории
- Значимый конфликт с Россией
- Появление железной дороги
- Развитие железной дороги от 1905 г. до присоединения Сахалина к СССР 25 августа 1945
- Знаменательное событие 1945 года
- Железная дорога после ВОВ до времен перестройки
- Со времен перестройки до 2003 года
- Наши дни
- Расписание пассажирских поездов
- Значение дороги для государства
- Чтобы помнили
Железные дороги Сахалина или одна из уникальных достопримечательностей острова.
Современный Сахалин – это далёкий и изолированный регион нашей страны, где при движении вдоль моря можно увидеть большие лопухи, горный рельеф и, к сожалению, разруху. Именно богатство ресурсами предопределило появление на Сахалине железнодорожного сообщения, а подчинение Японии в течение 40 лет наложило соответствующий отпечаток на её облик. До сих пор эта дорога узкая, но выдерживающая значительные перевозки при большом количестве сложных участков: почти на горных обрывах и рядом с морем.
СПРАВКА! Длина жд-путей составляет 805 км. Строительство велось с 1907 по 1979 гг. Города, которые она захватывает: Южно-Сахалинск, Холмск, Поронайск, Корсаков.
При возможной добыче нефти и газа, большинство поселений на острове не могут похвастаться благополучием. Крупного производства почти не осталось. И среди этой печальной картины выделяется лишь железная дорога, хотя за целые сутки на ней можно увидеть редкий грузовой или пассажирский составы. Но руководство РЖД уже начало работу по превращению её в стандартную российскую колею, надеясь, видимо, на будущую востребованность.
Пока РЖД окончательно не приложило руку ребрендинга на эту дорогу, и пока по ней ходят забавные японские поезда, не поленитесь проехать по ней вдоль моря. Вечером, когда солнце опускается за морской горизонт, оторваться от окна будет невозможно. Виляя, поезд провезёт ещё и через дикие заросли бамбука. А потом обязательно прочтите историю создания железной дороги, в момент которой строились фантастические планы со взлётами и падениями.
СПРАВКА! Что посмотреть:
- линии капской колеи по берегу Охотского и Японского морей;
- «Чёртов мост», «Ведьмин мост» и тоннели на бывшей линии Южно-Сахалинск – Холмск;
- музей истории железной дороги.
Транспортная сеть на Сахалине начала развиваться ещё в момент подчинения Японии его южной части (губернаторство Карафуто). До военного конфликта между Россией и Японией в начале XX века остров был пунктом ссылки, а поселения образовывались вокруг мест пребывания каторжников. Нормальной дороги не было – её постоянно размывало дождями, сообщение с внешним миром очень страдало. Рабочая деятельность людей заключалась в добыче угля. Небольшой участок первой железной дороги появился именно на шахтах.
Порсмутский мирный договор определил передачу власти от военных к мирному японскому правительству, что ускорило освоение приобретённой территории. Тем, кто готов был переехать на остров, предлагали земли с обязательным условием их обработки. Сахалин славился обширными лесами, полезными ископаемыми, плодородными землями и пресной водой. То есть возможностей для жизни и развития хозяйства было немало. Японцы с радостью воспользовались этим шансом: с 1905 года за 40 лет население Карафуто (сейчас Южно-Сахалинск) выросло до 400 тысяч человек.
К началу XX века Япония могла похвастаться успехами в построении горных железнодорожных сообщений с колеёй 1067 мм (капская колея). Дорога стала перевозить пассажиров, постепенно расширяться на север и проходила через самые плодородные земли, на которых удобно было жить переселенцам.
Чуть позже появился план распространения жд-линии на западное побережье, которое впоследствии соединили с восточным. Стройка продолжалось 7 лет, длина ветки составила 84 км. В ходе работ появились 15 тоннелей, 35 мостов и несколько противолавинных галерей. Но грандиозным строением стало пересечение дороги с Южно-Сахалинским хребтом. Дорогу, которая проходила по долине ручья, подняли выше, то есть фактически это было пересечение самой себя. Для этого были вырыты два тоннеля, которые соединил мост, названный «Чёртовым». Открыли этот участок для движения в 1928 году.
Конечно, такая скорость строительства достигались за счёт практически рабского труда. С молчаливого согласия правительства, частные строительные компании заманивали выгодными условиями бедные слои населения. Такая рабочая сила нещадно эксплуатировалась, а обещанные денежные вознаграждения не выплачивалась. В момент стройки погибло немало людей.
К 1945 году на юге Сахалина железнодорожное сообщение было развито на порядок лучше, чем на севере. СССР с 1925 года предпринимало попытки начать строительство транссахалинской магистрали от Александровска до Охи (центр нефтедобычи). Однако завершить работы так и не удалось из-за ограниченного финансирования в условиях надвигающихся военных конфликтов. Новая русско-японская война ускорила продление путей в сторону Поронайска (восточная магистраль), но японцам в борьбе с СССР это не помогло.
После окончания ВОВ на Сахалине, который вернулся в состав России, началось активное восстановление хозяйства, в том числе встал вопрос и о судьбе японской железной дороги. Японские капсульные колеи остались только по причине необходимости скорого налаживания транспортных связей. Но тут появилась новая проблема – обслуживание дороги. Советские переселенцы столкнулись с незнанием принципа работы японских конструкций, а в условиях природных катаклизмов проблема стала ещё острее. И ко всему этому добавлялась удалённость от главного правительства страны, из-за чего решения принимались очень долго и слабо финансировались.
Но постепенно местные жители наладили свой быт и работоспособность железной дороги. Но важные проекты Сахалин увидел лишь в 70-80-е гг. До этого была построена узколейка Оха-Катангли (200 км) до нефтнегазовых районов. Правда, на строительстве были опять задействованы каторжники, состоящие из заключённых. Японские паровозы постепенно заменились новыми отечественными тепловозами. Запущена паромная переправа Ванино – Холмск.
В момент перестройки железнодорожная система Сахалина была полностью заброшена. Закрытыми оказались многие участки, мосты, тоннели и противообвальные галереи, значительно сокращено пассажирское движение. С 2000-х на неё снова обратили внимание, перешив колею на стандартную российскую. К настоящему времени 60% путей обновлены. Но пока не обновили всю систему, сахалинские железные дороги всё еще являются уникальной достопримечательностью города. Из Южно-Сахалинска осуществляет движение флагманский поезд №1 до Ногликов. У Холмска работают японские дизельные поезда Д2. При поездке в Томари на пригородном поезде из окна откроется вид на море, которое почти прикасается к путям. При тёплой погоде хорошим решением будет купить билет на рейс из Холмска до конечной станции 77 км ПК 9 и прогуляться пешком вдоль старых рельс немного вперёд к Чёртову мосту.
Увы, но поддержка одной из самых красивых достопримечательностей Сахалина не финансируется властями, но пока ещё остаётся в хорошем состоянии.
Источник
Сахалинская железная дорога: история, протяженность, станции, расписание поездов и государственное значение
Железнодорожный — это самый надежный вид наземного транспорта для перевозки грузов и пассажиров, который когда-либо существовал. С момента своего появления приобрел популярность как относительно дешевый способ транспортировки любого груза, поэтому неудивительно его появление даже на острове Сахалин.
Протяженность, основные линии и ключевая особенность
Сахалинская железная дорога примечательна не только тем, что расположена на острове и не имеет контакта с материком.
Она представляет собой оригинальную конструкцию благодаря не пользующейся в России популярностью ширины колеи – 1067 мм. Именно такими узкоколейными дорогами пользуются в Японии, Индии и Африке. Протяженность Сахалинской железной дороги составляет 804,9 км, она объединяет между собой 35 станций.
На данный момент функционируют и эксплуатируются три железнодорожные ветви:
- От станции «Корсаков» до пункта «Ноглики».
- От остановочной станции «Шахта» до станции «Ильинск».
- Полностью пригодна трасса «Ильинск – Арсентьевка».
Суммарная протяженность — в 867 км.
Также есть еще 3 ветки общей длинной в 54 км:
- Сокол – Быков, протяженностью в 23 км.
- Вахрушев – Угольный. Ветка растянулась на 9 км.
- Ново-Александровка – Синегорск, длина которой составляет 22 км.
Для начала немного истории
Предпосылкой к созданию Сахалинской железной дороги, послужила экспедиция Г. И. Невельского. Именно ею в сентябре 1853 года был сооружен Корсаковский пост.
С этого момента и началось развитие Отомари, как называли Корсаков японцы. Первые на то время поселенцы жили здесь за счет рыболовства и охоты, и ни о какой железной дороге пока никто не думал.
Значимый конфликт с Россией
Изначально остров был открыт японцами в середине 16 века. Русские появились на острове только в начале 18 века. Остров ими заселялся очень активно, поэтому в 1845 году Япония решила объявить его и прилегающие к острову Курилы своей собственностью.
Но из-за того, что к тому времени большая часть северной территории острова была уже заселена русскими, а а другая часть официально еще никому не принадлежала, Россия начала с Японией ожесточенные переговоры о разделении территории. Результатом урегулирования конфликта было подписание в 1855 году недолго просуществовавшего Симодского договора о совместном использовании земель. Позднее было заключено новое соглашение, в котором Россия отказывалась от принадлежавшей ей части Курильских островов, но взамен становилась полновластной и единственной хозяйкой Сахалина. Это знаменательное событие произошло в 1875 году.
Появление железной дороги
До первой русско-японской войны 1904-1905 дороги острова были представлены всего лишь несколькими грунтовыми тропинками и шоссейными трассами, а сам остров в 1905 был разделен на Южную часть, которая досталась японцам, и Северную, доставшуюся россиянам согласно Портсмутскому мирному договору
Такого количества дорог вполне хватало, так как кроме каторжников, находящихся в ссылке и работающих на шахтах по добыче угля, на Сахалине никто не жил
Примечателен тот факт, что благодаря развитию шахт появилась первая Сахалинская железная дорога, использующаяся в промышленных целях для транспортировки угля.
Развитие железной дороги от 1905 г. до присоединения Сахалина к СССР 25 августа 1945
Кратко о событиях того периода:
- 1906 год — японцами началось строительство первой железной дороги от Корсакова до Южно-Сахалинска. Изначально она имела ширину в 610 мм и считалась «сверхузкой». В 1910 году была выполнена реконструкция линии на стандартную для Японии ширину колеи в 1067 мм. Дорога имела протяженность в 39 километров и была построена рекордно быстро, в течение двух месяцев.
- 1911 — Открытие ветки Южно-Сахалинск — Долинск — Стародубское, которая стала продолжением железной дороги на север.
- 1914 – Открытие ветки Канума (Новоалександровка) — Оку-Каваками (Тепловодский), с шириной колеи в 610 мм.
- 1918 – начало строительства Западной магистрали, с шириной колеи в 1067 мм, от Холмска (Маока) до Чехова (Нода) с ключевой станцией Невельск (Хонто). Была разрешена к эксплуатации в конце 1921 года. Вскоре была продлена до Томари и вошла в общую цепь железнодорожных линий, хоть изначально являлась самостоятельной.
- 1928 – Открытие линии Долинск-Макаров (Сиритоу), которая изначально имела ширину колеи в 750 мм, но в дальнейшем была перешита в нормальный японский стандарт в 1067 мм.
- 1930-е – прокладывание Сахалинской железной дороги. В это время появлялись многочисленные небольшие самообеспечивающиеся линии, которые обслуживались крупными промышленными предприятиями. Примером подобных линий может послужить самая длинная из таких дорог, расположенная недалеко Шахтерска (Торо) и Углегорска (Эсуторо), длина которой — около 80 километров. Ширина колеи, в среднем составляющая 762 мм, считается узкой не только у нас, но и в Японии.
- 1944 — Линия Ильинск — Углегорск, признана закрытой. Железнодорожное полотно демонтировано и использовано на другом участке дороги.
Кто строил железную дорогу с первой шпалы до 1944 года?
Железнодорожное полотно 1906 – 1944 годов строилось частными компаниями при поддержке государства, путем заманивания бедняков на работу обещаниями хороших условий труда. В качестве рабочих на такие стройки привлекались в основном корейцы, живущие на территории Японии, которые подвергались рабскому труду, вследствие которого многие люди гибли. Но даже в случае смерти работника компенсации никому не выдавались. Сахалинцы говорят, что, чтобы посчитать количество умерших при строительстве корейцев, нужно просто посчитать количество шпал на рельсах.
Знаменательное событие 1945 года
В результате успешного выполнения плана военной операции, проделанной советскими войсками в 1945 году, Южный Сахалин вернулся в распоряжение СССР. В ходе операции обошлось без особых и невосполнимых разрушений рельс и построек, поэтому разветвленная сеть железнодорожных дорог осталась практически целой.
Железная дорога после ВОВ до времен перестройки
В 1946 году было принято решение о перешивке рельс на Сахалинской железной дороге с имеющихся стандартов на материковые.
Также планировалась постройка новых линий, таких как возведение моста через Татарский пролив, но этой линии не суждено было появиться. Сама задумка возникла в 1950, и строительство предполагалось закончить к 1955 году. Для выполнения проекта к месту, где должна была проходить линия, было свезено чуть менее нескольких десятков тысяч человек, большинство из которых были арестантами. Все они работали под принуждением в невыносимо тяжелых условиях. Но тоннелю, а именно прокладкой тоннеля через пролив и занимались рабочие, не дано было появиться на свет, так как из-за смерти Сталина проект был закрыт без завершения.
В 1967 на Сахалин был транспортирован современный по тем временам локомотив. Всего за несколько лет их было доставлено 30 штук. До этого времени использовалась техника довоенного периода.
Первым реализовавшимся проектом в 1971 году стала трасса от Арсентьевки до Ильинска, которая затем была продолжена до Тымовска, беря свое начало от станции Победино. Позже она была продолжена до Ныша, а в 1979 – до Ноглик.
В 1973 появилась первая паромная переправа, которая курсировала по маршруту Ванино — Холмс. Это дало большой скачок экономике острова, так как позволило наладить экспорт и импорт грузов в промышленных масштабах.
В 1980-х на некоторых из ключевых станций были реконструированы или построены с нуля здания вокзалов. Здание вокзала в Поронайске было перенесено на новое место, что позволило грузовым поездам менять в этом остановочном пункте направление движения. Также это время запомнилось еще и тем, что было прекращено использование японских грузовых вагонов – осуществлялись поставки только пассажирских и вагонов для дизель-поездов.
Со времен перестройки до 2003 года
Время развала Советского Союза являлось тяжелыми годами для этой железнодорожной сети. Значительно было сокращено движение составов по Южно-Сахалинской железной дороге практически по всей линии Холмск — Южно -Сахалинск. Эта дорога была популярна среди туристов и имела прекраснейшие виды пейзажей. Также, как одна из самых длинных, она имела большую территориальную значимость, но когда зашла речь о стоимости ее ремонта и содержания, то властями было принято решение о том, что обслуживание этой трассы крайне невыгодно с экономической точки зрения. Предприятия, которые содержали дороги, находились в кризисной ситуации, поэтому многие линии были закрыты. Случилось это в 1994 году, и с течением времени дело только ухудшается.
С 2001 года больше не использовались дизель-поезда серии K. В эксплуатации остались только 2 дизельных поезда из серии Д2, сконструированные в 1980-х.
В 2002 году было принято решение о перешивке железной дороги на стандартный для материка размер колеи.
В 2003 был воздвигнут монумент в честь начала реконструкционных работ.
Наши дни
Проходят реконструкционные работы по обновлению железнодорожной колеи, которые обещают закончить через несколько лет. Будут ли пользоваться популярностью железные дороги и оправдают ли они ожидания властей – сказать сейчас трудно.
Интересы Сахалинской железной дороги на данный момент представляет ОАО «Пассажирская компания Сахалин», начальником железной дороги является генеральный директор этого общества, а учредителем компании является РЖД.
Расписание пассажирских поездов
Современное расписание поездов Сахалинской железной дороги от станции Южно-Сахалинск представлено весьма скудными рейсами, так как состоит всего из 8 позиций.
Один дневной до Тымовска и вечерний с ночным — до Ногликов. Это линии дальнего следования.
Пригородные поезда выглядят следующим образом:
- 1 рейс идет до Томари, Корсакова и Быкова.
- 2 следуют до до пункта назначения «Новодеревенская».
В расписании разница с московским временем составляет 7 часов.
Значение дороги для государства
Для государства Сахалинская область и железная дорога имеет первостепенное значение, так как сам остров богат такими полезными ископаемыми, как нефть, природный газ и уголь. По железной дороге осуществляется также перевозка древесины и рыбы.
Позицию железной дороги сильно пошатнул автотранспорт. Из любого населенного пункта в любое место можно добраться на автобусе или личном автомобиле. А связь с материком без труда удается сохранить, используя авиарейсы.
Чтобы помнили
Железнодорожное полотно Сахалина имеет свою уникальную историю. Чтобы донести ее до населения, был создан Сахалинский музей железных дорог. Здесь были собраны довоенные локомотивы, старая снегоуборочная техника, образцы цистерн и многое другое из того, что удалось сохранить или передавалось в качестве подарка. Музей истории Сахалинской железной дороги можно посетить всем желающим.
Источник