Значение атлантического океана для человека

Описание хозяйственного значения Атлантического океана

Хозяйственное значение Атлантического океана велико, поскольку на данной акватории ведется добыча полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов, пролегают транспортные пути. Из-за интенсивной деятельности человека экологическая обстановка в местных водах быстро ухудшается.

Общая информация об Атлантическом океане

Атлантический океан омывает побережья 70 государств с суммарным населением, превышающим 1,3 млрд человек. Данный географический объект занимает площадь в 92 млн км². Средняя глубина меньше, чем у Тихого, Индийского океанов, не превышает 3600 м. Максимальная — во впадине Пуэрто-Рико, составляет 8742 м. Соленость варьируется от 3,4 до 3,73%.

Хозяйственная деятельность человека в Атлантическом океане

В океане ведутся все виды хозяйственной деятельности. На побережьях Франции, Канады располагаются приливные электростанции. В Соединенных Штатах Америки, Венесуэле, Кубе, Тунисе океанскую воду опресняют, используя специальные установки.

Рыбный промысел

Поскольку ряд промысловых видов был полностью уничтожен, сейчас Атлантика по добыче морепродуктов уступает Тихому океану.

В местных водах вылавливают:

  • сельдь;
  • сардины;
  • треску;
  • навагу;
  • камбалу;
  • палтуса;
  • морского окуня;
  • тунца;
  • осьминогов;
  • кальмаров;
  • ракообразных;
  • угря.

Раньше почти половину рыбы вылавливали в морях Атлантики.

Также велась охота на крупных млекопитающих (китообразных, ластоногих), которая сейчас запрещена из-за резкого сокращения численности животных.

Полезные ископаемые

Большая часть полезных ископаемых добывается в шельфовой зоне, где располагаются нефтяные месторождения. Места разработки находятся на территории Мексиканского залива, Северного моря, Бискайского залива, в озере-лагуне Маракайбо. Здесь же добывают железную руду, фосфиты, каменный уголь, ценные минералы. В Атлантическом океане имеются месторождения алмазов. Из вод добывают соли, химические элементы.

Разработка месторождений привела к экономическому подъему в ряде стран. Особенно благоприятна подобная деятельность для Великобритании, Мексики, Норвегии и Голландии. Однако активное освоение месторождений портит экологическую обстановку в прибрежных зонах данных государств.

Тяжелые металлы добывают у берегов Флориды. Здесь располагаются месторождения циркона, ильменита, моноцита, рутила. Алмазные россыпи находятся в шельфовой зоне около Африки. Рядом с Новой Шотландией добывают золото. Крупные месторождения серы обнаружены в Мексиканском заливе. Кроме того, Атлантический океан используют для получения песка, из которого производится стекло.

Рекреационные ресурсы

Со 2-й половины ХХ в. на океанических побережьях развиваются старые и открываются новые курорты. Главными туристическими зонами считаются берега Средиземного, Карибского и Черного морей, Азорские, Бермудские и Канарские острова. Здесь строят дома отдыха, отели. Считается, что плавание в морской воде благоприятно воздействует на здоровье.

С 1970-х гг. появляются лайнеры, предназначенные для круизов. Такие суда тихоходны, позволяют путешествовать с комфортом. Чаще всего они плавают от Средиземного до Карибского моря. Реже лайнеры отправляются в научно-туристические либо экстремальные плавания вблизи Южного, Северного полюсов.

Транспортные пути

На протяжении 5 веков Атлантический океан остается ведущим в морских перевозках. Благодаря Суэцкому, Панамскому каналам образовались краткие пути, по которым можно быстро попадать в акваторию Индийского, Тихого океанов. Более половины общего объема перевозок приходится на газ, нефть, нефтепродукты. Реже транспортируют золото, тяжелые металлы, химические элементы.

Когда в XIX в. происходила массовая эмиграция, начали перевозить пассажиров. Появился транспорт класса люкс, на котором пересекали акваторию богатые люди.

Последствия хозяйственной деятельности

Человеческая деятельность имеет негативные последствия:

  • загрязнение вод и воздуха;
  • сокращение видового разнообразия рыб, кораллов и прочих подводных обитателей.

Ухудшаются условия жизни на побережьях, состояние рекреационных зон. Чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение экологической обстановки, разрабатываются специальные научные рекомендации. Страны заключают соглашения, регламентирующие добычу и использование океанических ресурсов. Сейчас осуществляется очистка вод. Сброс отходов производства запрещен. Ограничения вводятся на вылов рыбы и прочих морских обитателей.

Источник

Значение Атлантического океана в жизни человека

Место Атлантический океан на экономических и политических картах мира определяется тем, что на его берегах и берегах прилегающих морей (Балтийское, Северное, Средиземное, Карибское и др. ) расположены социалистические страны, крупные капиталистические государства Европы и Сев. Америки, менее крупные капиталистические государства и развивающиеся страны Европы, Лат. Америки и Африки (см. карту Атлантический океан) . Большие размеры промышленных производства, богатство сырьевыми и продовольственными ресурсами и обширные внешнеторговые операции стран Атлантического бассейна, прогресс в судостроении, авиастроении и средствах связи обусловили исключительно важное экономическое значение Атлантический океан в международной экономике.

В странах, омываемых водами Атлантический океан и его морей, сосредоточено около 2/5 населения земного шара и производится св. 4/5 мировой промышленной продукции. По морским путям Атлантический океан проходит около 2/3 грузооборота мирового судоходства. На воды Атлантический океан и его морей приходится 2/5 мирового улова рыбы.

Грузопотоки и судоходство. В 1965 через Атлантический океан перевезено св. 1 млрд. т грузов против 300—350 млн. т. в годы, предшествовавшие 2-й мировой войне. Особенно выросли перевозки жидкого топлива и металлургического сырья. Нефть и нефтепродукты составляют св. 50% общего грузооборота, железная руда — около 10%, зерно и уголь — по 4—5%, бокситы и глинозём — около 2%. Доля генеральных грузов в перевозках по Атлантический океан составляет около 25%. Нефть направляется главным образом в США и Зап. Европу из Венесуэлы и других стран Карибского моря, а также из стран Бл. и Ср. Востока, Сев. и Зап. Африки. В связи с ограниченной пропускной способностью Суэцкого канала [через канал могут проходить танкеры с полной грузоподъёмностью (дедвейтом) до 60 тыс. т) , а также после его закрытия в результате захвата Израилем в 1967 отдельных арабских районов увеличились перевозки нефти из стран Бл. и Ср. Востока в Зап. Европу вокруг Африки на крупнотоннажных танкерах. Большое кол-во нефти перевозится между портами США в Мексиканском заливе и на северо-восточное побережье. Основные потоки железной руды идут из стран Лат. Америки (Венесуэлы, Бразилии) , Сев. и Зап. Африки в США и Зап. Европу, куда также направляется руда из портов Сев. Скандинавии. Уголь идёт из США в Зап. Европу, бокситы и глинозём — из стран Карибского моря и Зап. Африки в США, Канаду, зерно — из Канады, США, Аргентины в Зап. Европу подробнее в источнике ссылка

Источник

Интересное и удивительное об Атлантическом океане

Атлантический океан простирается с севера на юг – от Гренландии до Антарктиды, а с запада на восток – от Европы и Африки до Американских земель. Он проходит через все климатические пояса нашей планеты.
Атлантический океан является вторым по величине среди других океанов после Тихого. Глубина Атлантического океана в самом глубоком месте равна 8742 метрам. Это место имеет название «Желоб Пуэрто-Рико» и находится неподалеку от острова Гаити.
Объём вод океана приблизительно в 11 раз превышает объем всех антарктических льдов и составляет 329,66 млн км3 (25% Мирового океана). В Атлантике нередко происходят сильные бури, которые способны причинить вред даже современным крупным кораблям.
Океан получил такое название от древнегреческого слова «Атлантис» – название острова, на котором согласно греческой мифологии великан по имени Атлант держал небо на плечах.

Загадки и тайны Атлантического океана, интересные факты о нём

Эта водная равнина имеет гигантские размеры, и поэтому тайн, загадок и различных интересных фактов у неё превеликое множество.

Это самое загадочное место на Земле находится именно в Атлантическом океане. Никто до сих пор не может объяснить всего, что там происходит – ни учёные, ни исследователи паранормальных явлений, ни уфологи. Но уже давно известно, что в этих местах творится что-то по нашим меркам сверхъестественное: пропадают целыми флотилиями корабли и эскадрильями самолеты. Объяснений придумывают множество, но ни одно из них не выдерживает ни проверки, ни критики. Одни считают, что там периодически поднимаются огромные волны, которые становятся причиной гибели кораблей, другие – гигантские водовороты и т.д. Но как в таком случае пропадают самолёты? Помимо всего прочего было доказано, что там большие скопления метана, которые образуют так называемые метановые пузыри. Такой пузырь вполне может затянуть корабль на дно и даже вывести из строя двигатель самолета. Но это не объясняет того, что пропавшие суда иногда возвращаются спустя годы и без команды, – прозванные в народе «Летучими голландцами». Кроме того, в этих местах наблюдались явления телепортации – корабль исчезал в одном месте, а появлялся в другом, и команда с пассажирами, если им повезло уцелеть, не могли ни вспомнить, ни объяснить случившееся. Метановый пузырь подобное «организовать», разумеется, не может. Есть и те, которые зашли чересчур далеко в своих фантазиях и приписывают эти явления проделкам инопланетян. Но это уже вряд ли представляется чем-то серьезным. В любом случае, исчерпывающего ответа на вопрос, что же там все-таки время от времени случается, пока никто не дал.

Атлантида – миф или реальность?

На счет того существовало или нет такое государство множество мнений «за» и против». Согласно легенде, это был остров в Атлантическом океане, жители которого были намного более продвинуты в науках и технических достижениях по сравнению с другим населением Земли того времени. Впервые сведения об этой цивилизации были получены из сочинений Платона. На тот момент их сочли за выдумки. Впоследствии некоторые исследователи стали считать, что это не миф. Предпринимались попытки найти ушедший под воду остров с помощью субмарин, в том числе подводным обитаемым аппаратом «Аргус», разработанным РАН. И вот в 1979 году научно-исследовательским судном Московского университета «Академик Петровский» были получены фотографии морского дна рядом с подводным вулканом Ампер. Стоянка была выбрана чисто случайно прямо над подводной горой. В этом месте под слоем песка были обнаружены развалины древнего города.
Самое интересное, что место, где были найдены руины, находилось недалеко от входа в Гибралтарский пролив. Это совпадало с тем, что писал Платон, утверждающий, что Атлантида располагалась недалеко от Геркулесовых столбов, которые согласно древнегреческим мифам увенчивали вход в пролив. Вулкан Ампер раньше возвышался над землей и был островом. По всей вероятности, город, обнаруженный на дне, находился раньше на этом острове, и извержение вулкана стало причиной его гибели. Пока что нет ответа на вопрос – была ли это действительно Атлантида. Затонувший и ныне найденный город является одной из множества загадок Атлантического океана.

Море без берегов

Саргассово море является единственным на планете, у которого есть границы, но нет берегов. Оно представляет собой участок в океане, окружённый со всех сторон течениями: Гольфстрим – на западе, Северо-Атлантическое – на севере, Канарское – на востоке и Северное Пассатное – на юге. Эти течения приносят туда весь океанический хлам, превращая море в огромную свалку. Мусор, плавающий в стоячей воде, создаёт большую экологическую проблему. Кроме того данный участок воды заполнен громадным числом водорослей, которые называются саргассумами (отсюда и название моря). Всё это вкупе создаёт осложнение в том числе и судоходству, поскольку понятное дело, что по этому так называемому «лугу океана» корабли могут передвигаться с большим затруднением.
Ещё одним удивительным и обоснованным фактом является то, что угри из океана прибывают на нерест именно сюда.

Эту подводную великую реку справедливо называют «самой большой отопительной системой в мире». И таковое название естественно оправдано, течение обогревает всю Западную Европу. То есть Гольфстрим поддерживает мягкий климат огромной территории. Средняя скорость объёмного потока воды составляет 100 Sv. Сегодня есть сведения о том, что скорость течения замедляется, и это, к сожалению, грозит природными катаклизмами.
Подобное уже помнит история Европы. Это время названо «малым ледниковым периодом», первая фаза которого пришлась на XIV век. Тогда изменение климата, связанное с замедлением скорости Гольфстрима, принесло повсеместный неурожай и голод, повлекший повальную смертность людей. Средневековые сказания повествуют нам о том, что взбунтовавшийся в это время Атлантический океан поглотил некие «Остров Дев» и «Антилию», изображавшиеся на картах вплоть до XV века.
Однако на этом бедствия не остановились. Выжившие и ослабленные голодом люди стали жертвой чумы, пришедшей с востока и получившей название «чёрная смерть». Пик пандемии пришёлся на 1346–1353 годы. В результате всех этих бедствий в Европе за несколько десятилетий погибло около половины населения. Какие последствия будут сейчас, если Гольфстрим «притормозит», и сбавит ли он вообще свой жизненно необходимый равномерный темп, неизвестно. Пощадит ли Атлантический океан Европу на этот раз или нет? Пока этот вопрос остаётся тоже без ответа.

Атлантика щедро делится водными запасами и с другими океанами, ибо может себе это позволить. Дело в том, что в Атлантический океан впадает очень много рек, постоянно его пополняя. Для сравнения: количество всех рек, впадающих в Атлантический океан, в четыре раза превышает число рек, которые впадают в Индийский и в Тихий вместе взятые.

В Атлантическом океане находится самый большой остров мира – Гренландия. Несмотря на то, что он расположен далеко на Севере, природа там отличается неописуемой красотой. Северная экзотика Гренландии привлекает огромное число туристов.

Викинги и Колумб

По официальной версии первым мореплавателем, которому удалось пересечь Атлантический океан и достичь Американского континента, был Христофор Колумб. Но на основании исторических исследований можно предположить, что викинги делали это намного раньше его, осуществляя свой путь от берегов Скандинавского полуострова до Северной Америки через Гренландию. Однако этот факт не имеет стопроцентных доказательств, поэтому пальма первенства принадлежит пока ещё все-таки Колумбу.

В Атлантическом океане есть так называемая «Аллея айсбергов». Она проходит между восточным побережьем полуострова Лабрадор и южной частью острова Ньюфаундленд. Учёные производят свои наблюдения за айсбергами именно здесь. Ледяные горы приплывают сюда с побережья Арктики, Гренландии. Они представляют собой величественные глыбы льда, отломившиеся от ледников в весеннее время года Северного полушария. Именно в Атлантике айсберги встречаются чаще всего. За год по Аллее проплывает от 400 до 800 айсбергов крупных и средних размеров. Особенно они опасны для судов, движущихся по северным морским путям Атлантики. Вспомните трагическую гибель «Титаника», до сих пор покоящегося в этих водах.

1. По берегам Атлантического океана проходят границы 100 стран мира.
2. Атлантика известна рекордной высотой приливов. На некоторых участках канадского побережья приливы достигают 15–18 метров в высоту.
3. В XIX–XX веках пароходы, которым удавалось установить новый рекорд при пересечении северной части Атлантического океана, награждались особым вымпелом – переходящим призом «Голубая лента Атлантики». Судно-рекордсмен имело право гордо поднимать его на своей мачте. С 1934 года вымпел заменил серебряный кубок англичанина Гарольда Хейлза. Эта модификация была предпринята вследствие образования международного комитета «Голубая лента», просуществовавшего 18 лет. Судовладелец изготовил его за собственные средства и передал в дар получившей официальность организации. Кубок весил аж 45 кг чистого серебра и был высотой более метра. Последним обладателем заветной награды стал американский трансатлантический лайнер «Юнайтед Стейтс» 12 ноября 1952 года, за трое с половиной суток совершивший рейс «Ливерпуль – Нью Йорк». После этого в связи темпом развития судостроения в подобных конкурсах необходимость сама собой отпала. В настоящее время реликвия хранится в морском музее Академии торгового флота США.
4. Ежегодно берега Атлантического океана отдаляются друг от друга на 1–2 сантиметра.
5. Было предпринято 5 попыток пересечь Атлантику на воздушных шарах. К сожалению, все они закончились трагически.
6. Атлантический океан имеет множество внутренних и прибрежных морей. К внутреннему бассейну относятся Чёрное, Средиземное, Балтийское и др. Все они связаны с Атлантикой подземными реками, по которым получают воду.
7. Количество рыбы, которую здесь вылавливают каждый год, превышает даже ежегодные уловы Тихого океана и составляет 40% всего мирового рыбного промысла.

Источник

Читайте также:  Куда впадает нева океан
Оцените статью